ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

Как соотносится социальное и государственное управление. Понятие государственного управления. Государственное управление как вид социального управления. Цель данного исследования - Рассмотреть соотношение социального и государственного управления и их вид

Для осуществления процесса управления необходимо наличие, во-первых, субъекта управления (того, кто управляет) и, во-вторых, объекта управления (кем управляют). Кроме того, необходимо существование между субъектом и объектом управления прямой и обратной связи (контроль), то есть отдание команд и распоряжений со стороны субъекта управления объекту управления и соответственно информирование о выполнении или невыполнении команд. Обратная связь в процессе управления (контроль) необходима для координации поведения объекта управления.

Отдание команд и распоряжений в данном случае называется управляющим (регулирующим) воздействием. Управляющие (регулирующее) воздействие обеспечивает функционирование системы.

Таким образом, управление есть функция организованных систем, обеспечивающая их целостность, сохранение структуры, поддержание должного режима их деятельности, с целью достижения стоящих перед ними задач.

Управление обществом в экономической, социально–культурной, административно–полит. и др. сферах называется социальным управлением . Оно является одним из ведущих условий его нормального функционирования и развития. Ему присуще все основные черты, характеризующие общее понятие управления, однако в отличие от управления механическими системами управление социальными системами условно можно разделить на два вида:

- государственное управление (управление делами государства);

- негосударственное или общественное (управление делами частных организаций, общественных объединений и т.п.)

Социальное управление для общества жизненно необходимо. Выступая в роли регулятора поведения людей, социальное управление, придает их взаимодействию организованный характер.

Признаки (особенности) социального управления:

Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей;

Объектом социального управления является поведение участников совместной деятельности, взаимоотношения между ними на основе соподчиненности воли;



Реализация социального управления осуществляется через органы управления;

Гос. управление рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле – это вид социального управления, субъектом которого выступает государство в целом. В этом случае под гос. управлением понимается – целенаправленное, организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. В узком смысле гос. управление - это организующая деятельность органов исполнительной власти. В этом случае оно рассматривается как самостоятельный вид гос. деятельности, основу которого составляет деятельность исполнительных органов власти.

Зачастую в административно-правовой литературе встречается многоаспектный подход к анализу сущности гос. управления. Например, с организационной точки зрения гос. управление – это упорядочивающее воздействие субъекта управления на объекты управления, т.е. это целенаправленное организующее подзаконное исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность системы органов исполнительной власти осуществляющих функции гос. управления на основе и во исполнение законов в различных отраслях и сферах общественной жизни.

основные подходе к пониманию гос. управления:

1. С точки зрения юр. науки – это один из видов гос. деятельности, которая осуществляется органами исполнительной власти.

2. С точки зрения кибернетики, социологии и общей теории управления - это целенаправленная и организованное воздействие гос. и его институтов на сферы гос. жизни для их упорядочивания и совершенствования относительно целей гос. политики.

После принятия КРФ термин гос. управления не используется. На уровне этого акта введено понятие – исполнительная власть. Однако это не означает возникновение необходимости отказа от такой категории как гос. управление, поскольку это противоречит административно-правовой доктрине, а также содержанию действующего законодательства, поскольку на уровне отдельных н\п актов используется такая категория.

17. Сущность и содержание государственного управления, его принципы и функции

Формирование, развитие и совершенствование АП связаны прежде всего с гос. управлением. Государственное управление рассматривается в широком и узком смыслах. В широком смысле - это вид социального управления, субъектом которого выступает государством в целом. В этом случае под государственным управлением понимается организующее воздействие государства в лице всех его органов на развитие общества. Причем их деятельность ограничена возложенными на них задачами, функциями, позволяя использовать свойственные им методы в соответствующих правовых формах. Козлов выделяет следующие характерные черты социального управления, проецируя их на гос. управление, в частности:

Оно не существует вне социальных связей и совместной деятельности.

Его основным назначением является упорядочение общей совместной деятельности.

Главным объектом воздействия является поведение участников такой деятельности.

Нуждается в особом механизме его реализации.

В узком смысле государственное управление - организующая деятельность органов исп. власти. В этом случае оно рассматривается как самостоятельный вид гос. деятельности, основу которой составляет деятельность органов исп. власти.

Определение управления на современном этапе зависит от методологии исследования этого понятия. В основе понимания данной категории лежат не только правовые теории, но и знания кибернетики, социологии и теории управления (менеджмента).

В административно-правовой литературе встречается многоаспектный подход к анализу сущности государственного управления, например, с организационной точки зрения государственное управление - это властное, упорядочивающее воздействие субъектов управления на объекты управления. Т.е. это целенаправленная организующая подзаконная исполнительно-распорядительная и регулирующая деятельность органов исполнительной власти, которые осуществляют функции гос. управления на основе и во исполнение нормативных актов (в т. ч. и законов) в различных отраслях и сферах общественной жизни.

Учитывая изложенное, можно выделить 3 основных подхода к пониманию гос. управления:

С позиций юридических нау к – один из видов государственной деятельности, осуществляемой органами исполнительной власти.

С точки зрения кибернетики и социологии – целенаправленное организованное воздействие государства и его институтов на сферы общественной жизни для их упорядочивания и совершенствования относительно целей государственной политики.

С точки зрения менеджмента и политологии – это государственный менеджмент и управление коллективами посредством планирования, организации, руководства и контроля.

После принятия КРФ термин «государственно управление» в основном законе не используется. Введено понятие исполнительная власть. Однако это не означает отказ от использования прежнего термина, поскольку это противоречит правовой доктрине, содержанию действующего законодательства, поскольку на уровне отдельных нормативно-правовых актов используется такая категория.

По мнению Козлова , исполнительная власть по своей сути является видом гос. управления. Объекты гос. управления – общество в целом, отдельные отрасли и сферы деятельности. Для государственного управления свойственны следующие признаки:

Его субъектами являются органы исполнительной власти.

Государственно-властная сущность проявляется в правотворческой, правоприменительной и правоохранительной формах.

Носят правовой характер, поскольку его организация регламентирована правовыми нормами, и оно существует на основе правовых предписаний.

Носит подзаконный характер, что предопределено назначением и сущностью исполнительной власти.

Предметное содержание выражается в исполнении законов.

Государственное управление характеризуется непрерывностью, постоянством, профессиональной основой.

Ориентировано на выполнение гос. задач и функций. Функции, формы, методы и стадии являются основными элементами гос. управления.

К функциям государственного управления относятся:

o Анализ ситуации – осуществляется посредством изучения и оценки общественных процессов и является необходимым обоснованием научного управления, что в конечном счете обеспечивает оптимальный выбор целей, задач и способов их выполнения.

o Планирование – выработка путей достижения конкретных результатов, путей и средств их достижения.

o Прогнозирование – научная выработка стратегии управления и предвидение его результатов, исходя из общественных изменений и процессов.

o Программирование – выражается в определении целей деятельности и средств их достижения.

o Информация – поскольку взаимный обмен полученными данными позволяет принимать и направлять соответствующие сигналы, лежащие в основе принятия управленческих решений.

o Регулирование.

o Организация – обеспечивает формирование системы государственного управления, обеспечение ее функционирования, определяя правовое положение органов, которые в нее входят, в том числе формы и методы управления.

oКоординация – обеспечение сбалансированной согласованной работы различных органов управления.

o Контроль – обеспечивает проверку деятельности относительно выполнения требований действующего законодательства. Контроль может осуществляться в отношении неопределенного (неподчиненного) круга субъектов, а также в отношении подведомственных органов.

o Целенаправленность – поскольку бесцельного управления быть не может.

Для государственного управления свойственен определенный порядок его осуществления. В этой связи выделяются следующие стадии:

Определение целей и задач, подлежащих управлению.

Подготовка и принятие необходимых решений для их выполнения.

Организация выполнения принятых решений.

Контроль за их выполнением.

  • 7. Механизм административно-правового регулирования
  • 8. Административно-правовые нормы: понятие, основные черты и виды
  • 9. Административно-правовые отношения: понятие, структура и виды. Юридические факты
  • 10. Административно-правовой статус граждан Российской Федерации
  • 11. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства
  • 12. Понятие и административно-правовой статус органа исполнительной власти
  • 13. Виды органов исполнительной власти
  • 14. Единая система органов исполнительной власти и принципы ее построения
  • 15. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере исполнительной власти
  • 16. Правовой статус Правительства Российской Федерации
  • 17. Система федеральных органов исполнительной власти
  • 18. Административно-правовой статус предприятий и учреждений
  • 19. Административно-правовой статус общественных объединений
  • 20. Понятие, виды и принципы государственной службы
  • 21. Административно-правовой статус государственных служащих
  • 22. Прохождение государственной службы
  • 23. Понятие и виды форм государственного управления
  • 24. Административно-правовые акты управления, их основные черты и виды
  • 25. Требования, предъявляемые к административно-правовым актам управления, последствия их несоблюдения
  • 26. Понятие административного процесса, его основные черты и принципы
  • 27. Административные производства и их виды
  • 28. Производство по жалобам и заявлениям граждан
  • 29. Понятие и виды методов государственного управления
  • 30. Убеждение как метод государственного управления
  • 31. Поощрение как метод государственного управления
  • 32. Административный договор и договорная деятельность публичной администрации
  • 33. Административно-правовой режим: понятие и виды
  • 34. Законность и дисциплина в государственном управлении, способы их обеспечения
  • 35. Государственный контроль в сфере управления и его виды
  • 36. Надзор органов прокуратуры, формы реагирования на нарушения законности
  • 37. Понятие административного принуждения, его особенности и виды
  • 38. Меры административного предупреждения
  • 39. Меры административного пресечения
  • 40. Меры обеспечения производства по делам об административных правонарушениях
  • 41. Понятие административной ответственности и её отличие от других видов юридической ответственности
  • 42. Административное правонарушение: понятие и юридический состав
  • 43. Виды составов административных правонарушений
  • 44. Административные правонарушения в сфере общественного порядка и безопасности: виды и правовая характеристика
  • Глава 20 КоАп рф содержит виды составов правонарушений, посягающих на общественный порядок и общественную безопасность.
  • 45. Обстоятельства, служащие основанием освобождения от административной ответственности
  • 46. Административные наказания: понятия и виды
  • 47. Правила назначения административных наказаний
  • 48. Обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность за административные правонарушения
  • 49. Производство по делам об административных правонарушениях: понятие, задачи и структура
  • 50. Органы и должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях
  • 51. Рассмотрение дела об административном правонарушении
  • 52. Процессуальные сроки
  • 53. Исполнение постановлений по делам об административных правонарушениях
  • 54. Пересмотр постановлений и решений по делам об административных правонарушениях
  • 55. Дисциплинарная ответственность по административному праву
  • 56. Материальная ответственность по административному праву
  • 57. Основы организации государственного управления в различных сферах жизнедеятельности общества
  • 58. Государственное управление в социально-политической сфере
  • 59. Государственное управление в социально-экономической сфере
  • 60. Государственное управление в социально-культурной сфере
  • 1. Соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть»

    Государственное управление – подзаконная, исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая в процессе повседневного и практического руководства экономической, административно-политической и социально-культурной сферами жизни общества, когда осуществляется целенаправленное воздействие со стороны субъекта управления на управляемый объект с использованием имеющихся ресурсов, форм и методов.

    Таким образом, сущность государственного управления заключается в целенаправленном воздействии со стороны субъекта управления на его объект.

    Исполнительная власть не отождествляется с государственным управлением, характеризующимся как вид государственно-властной деятельности. Вопрос об их соотношениях возникает в связи с тем, что государственное управление рассматривается как исполнительно-распорядительная деятельность, осуществляемая системой органов исполнительной власти.

    При рассмотрении соотношения исполнительной власти и государственного управления следует исходить из того, что категория исполнительная власть - политико-правовая, а государственное управление - организационно-правовая. Единственное, что их объединяет, - это исполнительская направленность.

    Государственное управление по своему назначению представляет вид государственной деятельности, в рамках которого находит реализацию государственная власть.

    В настоящее время государственное управление осуществляется в рамках единой системы государственной власти по принципу разделения власти, поэтому государственное управление, элементом которого являются исполнительная и распорядительная деятельность, не может противопоставляться исполнительной власти, поскольку с его помощью реализуются властные полномочия субъектов исполнительной власти. Соответственно, все субъекты исполнительной власти являются звеньями системы государственного управления.

    Вариант 2

    Говоря о соотношении понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» необходимо сначала ознакомиться с этими понятиями и их проанализировать.

    Так, термин «государственное управление» может определяться с двух различных позиций. Во-первых, государственное управление - деятельность государства в целом, осуществляемая государственными органами всех ветвей государственной власти и иными организациями, наделенными государственно-властными полномочиями. Это понятие в широком смысле. То есть можно сказать, что данный подход утверждает, что все государство, все его образования и органы управляют всеми общественными отношениями и процессами, реализуя свои распорядительные полномочия.

    В узком смысле государственное управление означает вид административной деятельности, связанной с реализацией исполнительной власти государства, осуществляемой исполнительными органами государственной власти. Данный подход определяет государственное управление как обособленный вид деятельности, которая реализуется лишь органами исполнительной власти государства, отделяя при этом воздействие на общественные отношения со стороны иных ветвей государственной власти.

    Понятие «исполнительная власть» можно определить как самостоятельную ветвь единой государственной власти, осуществляющую исполнительно-распорядительную и управленческую деятельность через систему государственных органов исполнительной власти путем реализации специальных нормативно закрепленных функций, государственно-властных полномочий методами и средствами, предусмотренными законодательством.

    Рассматривая понятия «государственное управление» и «исполнительная власть», важно отметить, что существует в науке достаточно много точек зрения по поводу их соотношения.

    Во-первых, понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» соотносятся как организационно–правовая и политико-правовая категории, поэтому государственное управление воспринимается как реально существующая деятельность, а исполнительная власть как ее составляющий компонент, который реализуется на практике только в рамках государственного управления.

    Во-вторых, понятие «государственное управление» является более широким, чем «исполнительная власть». Исполнительная власть производна от государственного управления. Она зависима от нее, так как степень организации государственного управления определяет эффективность действия исполнительной власти. Однако и исполнительная власть оказывает влияние на систему государственного управления, потому что органы исполнительной власти составляют базу организационной структуры государственного управления и оказывают воздействие на различные процессы в обществе.

    Также важно отметить, что в науке есть мнение о том, что понятия «государственное управление» и «исполнительная власть» равнозначные, так как замена одного из них другим была вызвана лишь изменением государственного режима и исторической эпохи. В советский период использовалось понятие «государственное управление», а принятая Конституция Российской Федерации 1993 года законодательно закрепила лишь понятие «исполнительная власть», однако это действие не изменило фактического содержания данной государственной деятельности.

    Таким образом, соотношение понятий «государственное управление» и «исполнительная власть» является необходимой составляющей при определении их сущности. Существует много точек зрения и различных подходов для определения этого соотношения, каждый из них раскрывает данные понятия с разных сторон и имеет право на существование. Кроме того, такой вопрос как соотношение данных понятий является в науке административного права спорным, что позволяет ученым искать новые решения для него.

    Размер: px

    Начинать показ со страницы:

    Транскрипт

    1 Предмет, метод и система административного права Управление, социальное управление, государственное управление. Соотношение государственного управления и исполнительной власти. Управление - это целенаправленное воздействие на ка кой-либо процесс для приведения его в соответствие с опреде ленными закономерностями. Социальное управление - управление социальными про цессами, протекающими в человеческих общностях. Государственное управление - это форма реализации пре рогатив государства его органами и должностными лицами в общей системе государственного управления. Государственное управление - это конкретный вид деятельности по осуществле нию единой государственной власти. По своему назначению представляет собой вид государственной деятельности, в рамках которой реализуется исполнительная власть. Понятие государственного управления является более объемным, нежели понятие исполнительной власти, поскольку государственное управление в широком смысле представляет собой общую функциональную характеристику государствен ной власти, включая все три ее ветви. Понятие исполнительной власти можно считать в определенном смысле производным от понятия государственного управления. Она призвана опреде лить объем и характер государственной власти в процессе госу дарственно-управленческой деятельности. В то же время госу дарственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть составляет содержание деятель ности по государственному управлению, выражая его функцио нальную (исполнительную) направленность. 1 / 13

    2 Предмет административного права, как и любой другой отрасли, - это круг общественных отношений, регулируемых нормами данной отрасли. Предмет административного права - общественные отношения, возникающие в связи и по по воду практической реализации исполнительной власти (в бо лее широком понимании - в процессе осуществления госу дарственно-управленческой деятельности). Предмет науки административного права - система административно-правовых норм, регулирующих обществен ные отношения в сфере государственного управления (в бо лее узком понимании - система административно-правовых норм, регулирующих исполнительную власть). Принципы административного права. Приоритет личности и ее интересов: в процессе реализа ции исполнительной власти становятся реальными и гаран тированными права и свободы человека и гражданина, обес печивается их защита. Разделение властей: каждый орган государственной вла сти должен заниматься своим делом в рамках определенной законом или указом Президента РФ компетенции в области правотворчества. Федерализм: административное и административно-про цессуальное право отнесены к совместному ведению Федера ции и ее субъектов. Гласность: административные нормативные акты, затра гивающие права и свободы граждан, не применяются, если они официально не опубликованы для всеобщего сведения. 2 / 13

    3 Ответственность: наступление административной или дисциплинарной ответственности за нарушение требований административно-правовых норм. Законность: исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго соблюдать действующее законодательство. Системность: административное право представляет собой определенную систему правовых норм, регулирующих общест венные отношения в сфере государственного управления, или, другими словами, регулирующих исполнительную власть. Регламентация последовательности применения админист ративно-правовых норм: устан овление определенного порядка реализации (в первую очередь применения) административ но-правовых норм. Функции административного права. Правоисполнительная: административное право есть юри дическая форма реализации исполнительной власти. Правотворческая: наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормотворчеству. Организационная: обеспечение нормами административ ного права организационного характера управленческой дея тельности. Координационная: обеспечение разумного и эффективно го взаимодействия всех элементов регулируемой администра тивным правом сферы государственного управления. 3 / 13

    4 Правоохранительная: обеспечение соблюдения установлен ного в сфере государственного управления правового режима. Теоретическая: способствование развитию юридической науки, общей теории социального управления. Прикладная: разработка рекомендаций по совершенство ванию правового регулирования деятельности государствен ной администрации. Воспитательная: способствование развитию необходи мых принципов поведения у граждан, служащих. Систематизация административно-правового законо дательства - упорядочение административных нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практи ке. Существуют следующие виды систематизации администра тивно-правовых норм: учет, инкорпорация, консолидация, кодификация. Административное право относится к числу самых несис тематизированных, в том числе некодифицированных отраслей российского права, что во многом объясняется ее многопро-фильностью. В настоящее время кодифицирована только та ее часть, которая касается административной ответственности, но и это только частичная кодификация. 4 / 13

    5 Тесты Задания закрытой формы 1. Принципами административного права являются: а) методология администрирования; б) системность; в) регламентация последовательности применения ад министративно-правовых норм; г) научность; д) комплексность. 2. Предметом науки административного права является: а) общественные отношения, возникающие в сфере го сударственного управления; б) общественные отношения, возникающие при фор мировании и функционировании государственной админи страции; 5 / 13

    6 в) система административно-правовых норм, регули рующих общественные отношения в сфере государственного управления; г) система административно-правовых норм, регули рующих исполнительную власть. 3. Государственное управление является разновидностью управления: а) биологического; б) технократического; в) социального; г) технического. 4. Целенаправленное воздействие на процесс для приве дения его в соответствие с определенными закономерностями - это: а) общее управление; б) социальное управление; в) государственное управление; 6 / 13

    7 г) биологическое управление. 5. Вид государственной деятельности, в процессе кото рой реализуется исполнительная государственная власть: а) правосудие; б) государственное управление; в) законотворчество; г) правореализация. 6. В процессе исполнительно-распорядительной деятель ности органов государственного управления складываются от ношения между: а) гражданами; б) предприятиями; в) органами государственного управления и гражданами; г) общественными объединениями. 7 / 13

    8 7. Соотношение государственного управления и испол нительной власти выражается в следующем: а) понятие государственного управления шире понятия исполнительной власти; б) понятие исполнительной власти шире понятия госу дарственного управления; в) исполнительная власть реализуется в рамках госу дарственного управления; г) это одно и то же. 8. Административное право РФ относится к числу от раслей: а) некодифицированных; б) частично кодифицированных; в) кодифицированных; г) консолидированных. 9. Систематизация административно-правового законо дательства - это: а) организация издания собрания законодательства; 8 / 13

    9 б) создание свода административных нормативно-пра вовых актов; в) принятие системы законов в рамках отрасли админи стративного права; г) упорядочение административных нормативно-правовых актов в целях удобства пользования ими на практике. Задания открытой формы Дополните утверждение функция административного права способствует развитию юридической науки, общей теории социального управления функция административного права предполагает раз работку рекомендаций по совершенствованию правового регу лирования деятельности государственной администрации функция административного права способствует развитию необходимых принципов поведения у граждан, служащих. 9 / 13

    10 Задания на установление соответствия 13. Соответствие функций административного права их содержанию: 1. Правоисполнительная А. Обеспечение разумного и эффективного взаи модействия всех элементов регулируемой ад 2. Правотворче ская Б. Обеспечение соблюдения установленного в сфере государственного управления правового 3. Организаци онная В. Административное право есть юридическая форма реализации исполнительной власти 4. Координаци онная Г. Обеспечение нормами административного пра ва организационного характера управленческо 5. Правоохра нительная 10 / 13

    11 Д. Наделение субъектов исполнительной власти полномочиями по административному нормо т 14. Соответствие принципов административного права их содержанию: 1. Приоритет лично сти и ее интересов А. Административные нормативные акты, затрагивающие права и свободы граждан, не применя 2. Разделение властей Б. Наступление административной или дис циплинарной ответственности за наруше ние требов 3. Федерализм В. В процессе реализации исполнительной власти становятся реальными и гарантиро ванными 4. Гласность 11 / 13

    12 Г. Исполнительные органы при применении административно-правовых норм обязаны строго со 5. Ответственность Д. Административное и административно-процессуальное право отнесены к совмест ному веде 6. Законность Е. Каждый орган государственной власти должен заниматься своим делом в рамках определен Задания на установление правильного порядка 15. Последовательность понятий в порядке сокращения объема их содержания: а) (...) система права; б) (...) система правового регулирования; в) (...) правовая система. 12 / 13

    13 16. Последовательность понятий в порядке сокращения объема их содержания: а) (...) норма административного права; б) (...) административное право как отрасль права; в) (...) субинститут административного права; г) (...) подотрасль административного права; д) (...) институт административного права. 17. Последовательность систематизации в порядке воз растания степени переработки изданных правовых норм: а) (...) консолидация; б) (...) инкорпорация; в) (...) учет; г) (...) кодификация. 13 / 13


    Административно-правовые отношения - это урегули рованные нормами административного права общественные отношения, складывающиеся в сфере деятельности исполни тельной власти. Особенности административно-правовых

    Международный консорциум «Электронный университет» Московский государственный университет экономики, статистики и информатики Евразийский открытый институт Душакова Л.А. Чепурнова Н.М. Административное

    1. Государственное управление и исполнительная власть. 2. Предмет и система отрасли административного права. 3. Административное право и административный про цесс. 4. Административный процесс и административная

    В авторской редакции Ю. Е. Винокуров, А. А. Дарбинян К вопросу о понятии государственного управления Сосуществование и сотрудничество людей в той или иной мере нуждается в управлении. В этом смысле управление

    В соответствии с поручением Президента Российской Федерации от 9 августа 2011 г. Пр-2299 и Министерства юстиции Российской Федерации, Учреждением Российской академии наук Институт государства и права РАН

    Глава 13. Систематизация законодательства 13.1. Понятие «система законодательства» 13.2. Виды систематизации 13.3. Правотворчество и кодификация 13.1. Понятие «система законодательства» В широком смысле

    АННОТАЦИЯ учебной дисциплины «Правовое обеспечение государственного и муниципального управления» Направление подготовки бакалавров: 38.04.04 "Государственное и муниципальное управление" Программа: "Антикризисное

    Перечень вопросов для подготовки к итоговому государственному экзамену по дисциплине «Теория государства и права» 1. Понятие, предмет и функции науки теории государства и права. 2. Методология теории государства

    Программа вступительного испытания в аспирантуру по специальной дисциплине «Административное право; административный процесс» - Ростов н/д: РГЭУ (РИНХ), 2016. Программу разработал: Позднышов Алексей Николаевич,

    Е.Н. МАНИНА * ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ СИСТЕМАТИЗАЦИИ АДМИНИСТРАТИВНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН Ключевые слова: проблемы кодификации, административное право, административно-правовое регулирование,

    ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ К СИСТЕМАТИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ С.А. Калинин 1. Качественное совершенствование законодательства зависит от внутренне согласованной, научно и логически обоснованной

    Тема 1 Государственное управление и исполнительная власть в Российской Федерации Вопрос 1. Государственное управление: понятие, виды, признаки, функции Различными кодифицированными словарями управление

    Орган исполнительной власти - структурное подразде ление государственного аппарата, создаваемое специально для повседневного функционирования в системе разделения вла стей с целью исполнения законов в

    Тема 8. СИСТЕМА И ПРИНЦИПЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Административное право принадлежит к числу публичных отраслей, а потому и общеотраслевой режим административноправового регулирования носит публично-правовой

    1. Виды форм деятельности исполнительной власти Все явления окружающего нас мира имеют форму и содержа ние, которые взаимосвязаны, активно влияют друг на друга. Со держание это совокупность элементов,

    Тема 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ ПРАВА И ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА, НАУКА И УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА Приступая к изучению административного права, стоит обратить внимание на его этимологию (происхождение термина),

    Ю. Н. Старилов АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО РОССИИ: СООТВЕТСТВУЕТ ЛИ ОНО ОБЩЕПРИЗНАННЫМ СТАНДАРТАМ И ПРИНЦИПАМ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА? Ответ на поставленный в заголовке настоящей работы вопрос обязывает

    Закон Санкт-Петербурга О ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ МЕРАХ ПО ПРОТИВОДЕЙСТВИЮ КОРРУПЦИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга 29 октября 2008 года 14 ноября 2008 года 674-122 Настоящий

    Олимпиада для студентов и выпускников вузов 2012 г. Профили: «История, теория и философия права», «Правовая информатика» Тестовая часть задания (50 вопросов). Оценивается до 50 баллов. ПРАВИЛЬНЫЙ ответ

    С. Е. Великанова А. А. Маркова Административное право. Ответы на экзаменационные билеты Текст предоставлен правообладателем http://www.litres.ru/pages/biblio_book/?art=6147124 Административное право. Ответы

    Вопросы для государственного экзамена «Теория государства и права»: 1. Виды и объем толкования норма права. 2. Виды правового регулирования. Их характеристика. 3. Виды правовых норм. 4. Виды правонарушений.

    1. Система права: понятие и структура. 2. Публичное и частное, материальное и процессуальное, внутригосударственное и международное право. 3. Систематизация законодательства. Система права: понятие и структура

    МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СВЕРДЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ «УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ» УРАЛЬСКИЙ КОЛЛЕДЖ НЕДВИЖИМОСТИ И УПРАВЛЕНИЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДП.03

    Структура программы Тема 1. Предмет и метод теории государства и права Тема 2. Проблемы сущности, типа и формы государства Тема 3. Место и роль государства в политической системе об щества. Функции и механизм

    1. Общая информация о дисциплине 1.1. Название дисциплины: Основы государственного и муниципального 1.2.1. Трудоёмкость дисциплины по учебному плану очной формы обучения: 180 часов (5 ЗЕ) из них: лекций

    Тестовые задания 1. Правообразование и правотворчество соотносятся как: 1) форма и содержание; 2) целое и часть; 3) подобное и различное; 4) конкретное и абстрактное. 2. К основным принципам правотворчества

    УТВЕРЖДЕНА На заседании кафедры теории государства и права протокол 1 от 1 сентября 2015 года Зав. кафедрой Утяшев М.М. Темы диссертаций по магистерской программе "Правовое регулирование государственного

    Тест 1 1 Какое понятие является более широким «правотворчество» или «правообразование»? -Понятие «правотворчество» является более широким, чем «правообразование» -Понятие «правообразование» является более

    32 Ищенко О. А., Филатов А. В. Деятельность органов внутренних дел по обеспечению миграционного законодательства на территории Российской Федерации // Миграц. право. 2006. 1. С 10. 33 См.: Сандугей А.

    Нормативно правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации Нормативно правовое регулирование федеральной государственной гражданской службы Российской Федерации

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» ЮЖНО-РОССИЙСКИЙ

    КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 6-ФКЗ и от 30.12.2008 7-ФКЗ) Мы, многонациональный

    1. Понятие и структурные элементы системы права Право кроме внешней формы имеет и внутреннюю, под которой понимается его строение. Система права это его внут ренняя структура, состоящая из взаимосогласованных

    Шугрина Е. С. Муниципальное право: учебник / Е. С. Шугрина. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. 560 с. Оглавление Список сокращений Глава 1. Понятие и признаки местного 1. Общая характеристика

    РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ КРАСНОЯРСКИЙ КРАЙ КАЗАЧИНСКИЙ РАЙОН МОКРУШИНСКИЙ СЕЛЬСКИЙ СОВЕТ ДЕПУТАТОВ РЕШЕНИЕ 27. 04.2015г с. Мокрушинское 10-153 О внесении изменений и дополнений в Устав Мокрушинского сельсовета

    Глава 1. ПРЕДМЕТ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА 1. Что регулирует административное право? 2. Управленческие отношения 3. Функции административного права 4. Административная правосубъектность 5. Административное

    КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ МОНИТОРИНГА ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ О.В. Козловская, аспирант. Научный руководитель: О.В. Финогентова, доктор юридических наук, профессор кафедры теории и истории государства

    ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 1 апреля 2012 года 23-Ф3 О внесении изменений в Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»

    Вестник ВГУ. Серия Право Г. Д. Денисова кандидат юридических наук, доцент Воронежский государственный университет О СУБЪЕКТАХ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 2008, 1 128 В любой стране

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ Б.3. Б.14. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО Направление подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление Направленность (профиль) подготовки Государственное регулирование

    Примерные вопросы к вступительному экзамену в аспирантуру по специальности 12.00.02 Конституционное право; конституционный судебный процесс; муниципальное право 1. Понятие конституционного права как ведущей

    1. Понятие формы управленческих действий Форма управления это внешнее выражение содержания управления, пределы конкретных управленческих действий, совершаемых непосредственно государственными органами

    4 мая 2012 года N 46/2012-ОЗ Статья 1. Общие положения ЗАКОН МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ О ПРАВОВОМ МОНИТОРИНГЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Принят постановлением Московской областной Думы от 26 апреля 2012 г. N 18/14-П

    Тематика выпускных (бакалаврских) работ 2016-2017 учебный год по государственно-правовому профилю 1. Законность в Российской Федерации: вопросы теории и практики (на примере Республики Татарстан). 2. Правовая

    ЧАСТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «АКАДЕМИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ» Фонд оценочных средств дисциплины ОП. 03.Административное право Специальность 40.02.01 Право и организация социального

    КАФЕДРА ГОСУДАРСТВЕННОГО И МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Современные вызовы и возможности в подготовке кадров для государственного и муниципального управления» Гегедюш Наталья Сергеевна, к.с.н., доцент [email protected]

    Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

    ГБОУ ВПО «БАШКИРСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН» Факультет государственного и муниципального Кафедра государственного и административного права

    ЮРИСПРУДЕНЦИЯ Онланбекова Галия Муратовна канд. юрид. наук, соискатель Евразийский национальный университет им. Л.Н. Гумилева г. Алматы, Республика Казахстан КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ

    Мелькина Анастасия Андреевна Студент Самарский государственный экономический университет Россия, Самарская обл., г. Самара ПОНЯТИЕ ЮРИДИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА. Юридический процесс - это нормативно установленные

    Шевцов В. М. ХАРАКТЕРИСТИКА ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН КАК СУБЪЕКТОВ ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛАМ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ В соответствии со ст. 6 Кодекса Республики Казахстан «О таможенном

    УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ «МОГИЛЕВСКИЙ ИНСТИТУТ МИНИСТЕРСТВА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ» Кафедра административной деятельности факультета милиции УТВЕРЖДАЮ Вриод начальника кафедры административной

    МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ РЕСПУБЛИКАНСКИЙ ИНСТИТУТ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ УТВЕРЖДЕНО Министерством образования Республики Беларусь 03.10.2006 г. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО ТИПОВАЯ

    ГРОДНЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ ЯНКИ КУПАЛЫ ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ командный зачет Команда Команда ГрГУ КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КОДЕКС О ГОСУДАРСТВЕННОМ УПРАВЛЕНИИ И

    Содержание дисциплины «Административное право» ОБЩАЯ ЧАСТЬ РАЗДЕЛ 1. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО КАК ОТРАСЛЬ РОССИЙСКОГО ПРАВА. Тема 1. Государственное управление как вид государственной деятельности и сфера

    Административное право. Конспект лекций. Новиков С.А. М.: Приор-издат, 2003. 128 с. Настоящим изданием мы продолжаем серию "В помощь студенту", в которую входят лучшие конспекты лекций по дисциплинам,

    Þ. È. Ìèãà åâ, Ë. Ë. Ïîïîâ, Ñ. Â. Òèõîìèðîâ ÀÄÌÈÍÈÑÒÐÀÒÈÂÍÎÅ ÏÐÀÂÎ ÐÎÑÑÈÉÑÊÎÉ ÔÅÄÅÐÀÖÈÈ Ó ÅÁÍÈÊ ÄËß ÀÊÀÄÅÌÈ ÅÑÊÎÃÎ ÁÀÊÀËÀÂÐÈÀÒÀ 4-å èçäàíèå, ïåðåðàáîòàííîå è äîïîëíåííîå Ïîä ðåäàêöèåé çàñëóæåííîãî äåÿòåëÿ

    Нормативные правовые акты главный источник права. Принятие данных актов относится к монопольному праву государства, а сами акты составляют иерархическую систему. Для нормативных правовых актов характерны

    Приказ Минобрнауки России от 08.04.2014 293 «Об утверждении Порядка приема на обучение по образовательным программам дошкольного образования» Зарегистрировано в Минюсте России 12 мая 2014 г. 32220 Министерство

    СИСТЕМА ПРАВА И СИСТЕМА ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА Бошно Светлана Владимировна, доктор юридических наук, профессор, заведующая кафедрой государстведения и права Российской академии народного хозяйства и государственной

    УДК 347.73 Ю. А. Крохина Принципы финансового права: постановка проблемы систематизации В статье дается научное обоснование принципов финансового права, предпринята попытка их систематизации. Рассмотрены

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ Е. В. Рябцева ОРГАНИЗАЦИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ КОДИФИКАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

    Законодательство о хозяйственной (предпринимательской) деятельности Нормы права регулируют самые различные общественные отношения, в том числе и отношения осуществляемые в сфере хозяйственной (предпринимательской)

    ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О некоторых вопросах осуществления общественного контроля в Республике Дагестан Принят Народным Собранием Республики Дагестан 25 ноября 2015 года Статья 1. Предмет регулирования

    5.3. Системотехника нормотворчества (современные информационно-аналитические технологии менеджмента в системе законодательной власти) Общеизвестно, что правотворчество является одной из важных отраслей

    В) по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений. 1.3.3. антикоррупционная политика деятельность администрации Учреждения, направленная на создание эффективной системы противодействия

    I k ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Республики Дагестан государственными полномочиями Республики Дагестан по организации проведения на территории

    I i ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН О наделении органов местного самоуправления муниципальных районов, городских округов и городского округа с внутригородским делением Республики Дагестан государственными полномочиями

    В учебнике рассматриваются тенденции развития науки о государстве ве, ее современное состояние, раскрываются основные понятия и кате государства и права, характеризуются правовые системы современности.

    1. Общие положения Положение об антикоррупционной политике КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» 1.1. Положение об антикоррупционной политике в КГБПОУ «Игарский многопрофильный техникум» (далее положение)

    Оглавление Введение ОБЩАЯ ЧАСТЬ. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОЛОЖЕНИЯ И ИНСТИТУТЫ АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА Раздел I. АДМИНИСТРАТИВНОЕ ПРАВО В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Глава 1. Управление, государственное

    Вопрос 8 Административные договоры и акты правосудия как источники административного права.

    Административные договоры. Нормы административного права имеются в договорах федеральных органов исполнительной власти с органами исполнительной власти субъектов Федерации, только между федеральными органами, только между органами субъектов Федерации, между государственными органами и муниципальными и т. д.

    4. Нормативными общефедеральными являются соглашения между общефедеральными объединениями профсоюзов, работодателей и Правительством России, а также аналогичные трехсторонние соглашения, заключаемые на уровне субъектов Федерации между профсоюзами, предпринимателями и администрациями субъектов Федерации.

    VI. Акты правосудия все чаще становятся источниками административного права.

    Известно, что нормативными являются не только те акты, которые содержат новую норму права, но и те, которые отменяют, изменяют старую.

    Акты правосудия могут двумя способами влиять на систему норм. Во-первых, признавая незаконными или неконституционными действующие нормы, и тем самым прямо или косвенно отменяя, изменяя их. Во-вторых, в тех случаях, когда законом установлено, что решения определенных судов являются обязательными для судов той же или низшей инстанции.

    В России акты правосудия не считаются правовыми прецедентами. И существующие суды осуществляют нормотворчество путем признания действующих норм несоответствующими нормам, имеющим более высокую юридическую силу. Существуют два вида актов правосудия как источников права. Во-первых, акты судов общей компетенции (в том числе и военных) и арбитражных судов, которые могут признать не соответствующими закону или решениям вышестоящих органов подзаконные акты вплоть до постановлений Правительства России. Второй вид актов правосудия, которые признаны источниками административного права, – постановления Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных (уставных) судов субъектов Федерации. Конституционному Суду РФ предоставлены полномочия по разрешению дел о соответствии Конституции России федеральных законов, указов Президента, актов Правительства РФ и ряда других актов, названных в ст. 125 Конституции. Акты, их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу. Конституционный Суд РФ принял ряд постановлений, которыми признал несоответствующими Конституции РФ, федеральным законам многие административно-правовые нормы, содержащие ограничения, связанные с регистрационным учетом (пропиской) граждан, регулирующие применение мер административного принуждения (задержания, конфискации), закрепляющих полномочия органов государственной власти.

    Вопрос 12 нет не нашел

    Вопрос 1. Понятие Социальное управление, государственное управление, исполнительная власть: соотношение понятий

    Термин «управление» стал универсальным средством характеристики определенного вида деятельности, т.е. совокупности действий, совершаемых ради достижения соответствующих общественно значимых целей.

    В самом широком смысле управление означает руководство чем-либо или кем-либо. В подобном понимании оно трактуется и в наши дни. Сущностью управления является достижение результата путем целенаправленного воздействия.

    Под социальным управлением принято понимать управление общественными процессами, воздействие на все или отдельные сферы общественной жизни. Оно выражается в обозначенных общих признаках управления, но отражает и особенности организации общественной жизни, а именно:

    осуществляется там, где есть совместная деятельность людей;

    главным назначением является упорядочивающее воздействие на участников этой деятельности, регулирование их поведения для достижения поставленных целей;

    носит властно-волевой характер;

    нуждается в особом механизме воздействия, который предполагает наличие следующих элементов: специальных субъектов управления, объектов управления и существование между ними прямой (дача команд, распоряжений) и обратной (информация о выполнении или невыполнении команд) связи.

    Социальное управление подразделяется на несколько видов:

    государственное управление (управление в области организации и функционирования государства, государственной исполнительной власти);

    местное управление (муниципальное управление, местное самоуправление, коммунальное

    управление);

    общественное управление (управление в общественных объединениях и некоммерческих организациях);

    коммерческое управление (управление в коммерческих организациях, созданных с целью извлечения прибыли и распределяющих полученную прибыль между их участниками).

    Для понимания сущности исполнительной власти, органов и субъектов исполнительной власти методологически важно решить вопрос о соотношении государственного По справедливому высказыванию профессора Ю.А. Тихомирова, надо учитывать, что исполнительная власть в значительной степени - категория политико-правовая, в то время как государственное управление - организационно-правовая.

    государственное управление практически осуществляется и в рамках системы государственной власти, базирующейся на началах разделения властей. Исполнительная власть как проявление единой государственной власти приобретает реальный характер в деятельности особых звеньев государственного аппарата, в настоящее время именуемых исполнительными органами, а по существу являющихся органами государственного управления. В подобном смысле государственное управление, понимаемое как исполнительно-распорядительная деятельность, не противопоставляется реализации исполнительной власти, понимаемой как деятельность субъектов этой ветви власти.

    В науке административного права к настоящему времени сложилось устойчивое положение о том, что понятие «государственное управление» - более широкое по сравнению с исполнительной властью. Последняя в известном смысле производна от государственного управления. Она призвана определить объем и характер государственно-властных полномочий, реализуемых в процессе государственно-управленческой деятельности. С другой стороны, государственное управление - это и есть тот вид деятельности, который направлен на практическую реализацию исполнительной власти. Исполнительная власть по существу составляет содержание деятельности по государственному управлению, выражая прежде всего ее функциональную (исполнительную) направленность.

    Соответственно все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления.

    Большинство административистов считает государственное управление синонимом государственно-управленческой деятельности в широком смысле и формой реализации исполнительной власти в ее собственном смысле.

    Стали практически общепринятыми следующие понятия.

    Сфера государственного управления - понятие, границы которого в современных условиях определяются не только практической деятельностью по реализации исполнительной власти, т.е. собственно работой субъектов этой ветви государственной власти, но и всеми иными проявлениями государственно-управленческой деятельности (например, деятельность управленческих по своему характеру звеньев, не являющихся непосредственными субъектами исполнительной власти).

    Органы государственного управления - органы исполнительной власти и иные звенья, осуществляющие в том или ином объеме государственно-управленческую деятельность.

    Исполнительные органы - все субъекты государственно-управленческой деятельности, включая субъекты исполнительной власти, а также органы управления, действующие за пределами практической реализации исполнительной власти (например, исполнительные органы системы местного самоуправления, органы управления жизнью предприятий, учреждений, общественных объединений, коммерческих структур).

    Так, действующее законодательство Российской Федерации, наряду с широким использованием термина «органы исполнительной власти», нередко содержит упоминания об «исполнительных органах», о «государственных органах управления», «исполнительных органах государственной власти» и т.п.

    Как уже было сказано, большинство ученых справедливо отмечает, что органы государственного управления могут считаться органами исполнительной власти. «Оттого, что в Конституции РФ не нашлось места терминам «государственное управление» или «органы государственного управления», практическое государственное управление не перестало постоянно и непрерывно осуществляться посредством образования и наделения соответствующей компетенцией специальных исполнительных органов государственной власти».

    Проанализировав соотношение понятия исполнительной власти и государственного управления, можно прийти к выводу, что не следует автоматически подменять один термин другим. Государственно-управленческая деятельность всегда была необходимой, и сохраняется в качестве таковой в наши дни. Со временем происходят изменения форм и методов этой деятельности, которые определяются условиями общественного развития в тот или иной период развития государства, особенно в период реформ.

    Так, в связи с происходящими переменами в области экономики и становления рыночных отношений, происходят процессы приватизации государственной собственности, акционирования и т.п. В этих условиях исполнительная власть в области экономики начинает осуществлять вместо функции государственного управления функции государственного регулирования. «Если государственное управление всегда исходило из необходимости постоянного и непосредственного (прямого) вмешательства аппарата управления в жизнь объектов, то сейчас главные ориентиры управляющего воздействия связываются с самостоятельностью тех или иных структур, с их известным обособлением. Об этом, в частности, свидетельствует проводимый курс на реальное обеспечение их хозяйственной оперативной самостоятельности на региональном и местном уровнях, на концентрацию внимания федеральных центров исполнительной власти на выработке экономической политики и установлении организационно-правовых основ зарождающегося рынка, на стимулирование предпринимательства и т.п.».

    ^

    Управление как социальное явление


    Основные черты, характеризующие общее понятие управления, полностью приемлемы и для понимания управления в социальной сфере, где в роли субъектов и объектов управления выступают люди и их различные объединения.

    Наиболее существенными чертами социального управления как атрибута общественной жизни являются следующие.

    Социальное управление есть только там, где проявляется совместная деятельность людей.

    Социальное управление осуществляет упорядочивающее воздействие на участников совместной деятельности, главным объектом социального управления является поведение (действия) участников совместной деятельности, их взаимоотношения.

    Регулирование поведения людей осуществляется в рамках общественных связей, являющихся по сути управленческими отношениями. Возникают они прежде всего между субъектом и объектом в связи с практической реализацией функции социального управления.

    Основой социального управления является определенная соподчиненность воль людей – участников управленческих отношений, то есть властность управления, которая обеспечивает следование воли управляемых воле управляющих.

    Социальное управление имеет механизм реализации, состоящий из общественных либо государственных органов управления (субъектов управления), или отдельных, управомоченных лиц.

    Государственное управление – разновидность социального управления, с функционированием которой традиционно связано формирование особой правовой отрасли, а именно, административного права, и понимается как специфический вид государственной деятельности, отличный от ее иных проявлений (например, законодательная, судебная, прокурорская деятельность), а также от управленческой деятельности общественных объединений и других негосударственных формирований (трудовые коллективы, коммерческие структуры и т.п.).

    Публичное управление в Российской Федерации включает не только государственное управления но и муниципальное, так как органы местного самоуправления по Конституции не входят в систему органов государственной власти.

    Разницу публичного и общественного управления можно сопоставить с делением отношений в государстве на публичные и частные.

      1. ^

        Государственное управление. Исполнительная власть: понятие, механизм, соотношение с государственным управлением

    Государственное управление:

    – является видом деятельности по осуществлению государственной власти, имеющим функциональную и компетенционную специфику, отличающую его от иных видов (форм) реализации государственной власти;

    – является деятельностью исполнительно-распорядительного характера по исполнению законов и по принятию и исполнению подзаконных нормативных актов с использованием необходимых юридически властных полномочий;

    – имеет непрерывный (повседневный) и непосредственный характер;

    – является подзаконной деятельностью, осуществляемой «на основе и во исполнение закона», вторичной по отношению к законодательной деятельности;

    – является прерогативой специальных субъектов, которые могут быть названы исполнительно-распорядительными органами государственной власти или органами государственного управления.

    Государственная власть триедина: законодательная, исполнительная, судебная.

    Все эти ветви – ветви единого «дерева», имеющие различные властные функции, отличающиеся определенной степенью самостоятельности. Так реализуется система сдержек и противовесов. Каждой ветви соответствуют субъекты (органы государственной власти), ее выражающие.

    Исполнительная власть:

    – представляет собой относительно самостоятельную (в рамках своих функций) ветвь (вид, разновидность) единой государственной власти, непременный атрибут государственно-властного механизма;

    – имеет способность и возможность оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение, имеет право и возможность подчинять своей воле различных (коллективных и индивидуальных) субъектов в государственно-организованном обществе, т.е. в общегосударственном масштабе;

    – реализуется чаще всего в качестве специфической государственной функции правоприменительного характера (имеется в виду, в основном, правоприменение позитивного характера);

    – олицетворяется в деятельности специальных субъектов, наделенных исполнительной-распорядительной компетенцией, в непосредственном распоряжении которых находятся все наиболее существенные атрибуты государственной власти: финансы; важнейшие средства коммуникации; армия и иные воинские формирования (например, внутренние войска), милиция, службы внутренней и внешней безопасности, исправительно-трудовые учреждения и др.

    Исполнительная власть в процессе ее реализации выступает как организованный институт. Это естественно, так как организация есть не что иное как внутренняя упорядоченность, согласованность взаимодействия относительно самостоятельных частей целого (например, субъектов управления, управляемых и др.), т.е. то, что составляет сущность управления. Организация означает, во-первых, что весь механизм исполнительной власти практически организует исполнение законов. Во-вторых, этот механизм должен быть сам необходимым образом организован. Организация, следовательно, обеспечивает упорядоченность управленческой работы.

    Исполнительная власть, являясь ветвью единой государственной власти, не может отождествляться с видом государственной деятельности. Соответствующий вид такой деятельности – не сама власть, а лишь форма ее практической реализации. Следовательно, исполнительная власть не тождественна исполнительной деятельности.

    Вместе с тем, имея субъектное выражение, исполнительная власть не может пониматься как система органов государственной власти, призванных осуществлять исполнительную деятельность.

    Таким образом, государственное управление – это вид государственной деятельности, в рамках которой практически реализуется исполнительная власть.

    Принципы государственного управления и исполнительной власти подразделяются на две основные группы:общие социально-правовые и организационные.

    Общие социально-правовые принципы носят общедемократический характер и распространяются на все отрасли и сферы государственного управления, независимо от уровня или места органа исполнительной власти, должностного положения государственного служащего.

    К таким принципам относятся:

    – принцип народовластия, означающий, что народ является единственным источником власти и осуществляет свою власть как непосредственно, так и через органы власти;

    – принцип законности, заключающийся в обязательности соблюдения законов в государственном управлении, в его направленности на исполнение законов, на поддержание правопорядка, персональной ответственности за нарушение закона;

    – принцип разделения властей на законодательную, судебную, исполнительную и осуществления каждой ветвью власти своих функций в установленных пределах;

    – принцип федерализма – распределение компетенций между федеральными органами и органами субъектов федерации;

    – принцип гласности, открытости, обязательности опубликования законов и подзаконных нормативных актов управления, затрагивающих права, свободы и обязанности человека;

    – принцип приоритета и гарантированности прав личности как высшей социальной ценности, защиты их от произвола органов государства и должностных лиц.

    Организационные принципы определяют исходные начала организации и функционирования аппарата государственного управления. К ним относятся:

    – сочетание отраслевых, территориальных, линейных и функциональных начал;

    – сочетание централизации и децентрализации;

    – сочетание единоначалия и коллегиальности;

    – рациональное распределение подведомственности и полномочий между органами исполнительной власти и их должностными лицами;

    – ответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц за результаты управленческой деятельности..