ГЛАВНАЯ Визы Виза в Грецию Виза в Грецию для россиян в 2016 году: нужна ли, как сделать

«Назад в будущее, или мы вышли на докризисный уровень…. Родео на стиральной машине

В этот раз я отступил от своего правила не создавать образа собеседницы заранее. Юлия представлялась мне женщиной немного неуверенной в окружающем мире, но пытающейся самоутвердиться в профессиональной сфере. И я ошибся. Это женщина – "мировая гармония". Есть такой сорт людей, которые делают мир вокруг себя лучше одним фактом своего существования. Юлия - одна из них. Обаяние ее безгранично.

1.Ее путь в интернет.

М.А: Вы счастливы?
Ю.С: Я довольна…

В офис компании netBridge, которая к этому времени доживала последние деньки, я попал в самый разгар периода поиска нового арендатора для освобождающихся площадей. Везде заседали деловито, но не "индустриально", а как на субботнике (анти) кризис-менеджеры из обеих компаний (Port.ru и netBridge). Мебель, которая заполняла помещения, была явно куплена для другого офиса. В старых стенах бывшего Щукинского училища она смотрелась, как форменный пиджак пожарного инспектора Ее Величества королевы Англии на вожде племени гереро. Среди этой атмосферы временности и неопределенности моя собеседница выглядела островом покоя и уверенного оптимизма.

Ю.С: Вопрос немного неверный, счастье – мгновенно. В большем масштабе времени я довольна, люблю людей, с оптимизмом смотрю на жизнь. Счастлива бываю, часто, но кратко.

М.А.: Вы добрый человек?
Ю.С: Я добрая. Я всегда всех прощаю за все. Нет такого действия, которое человек мог бы совершить, и я бы его не простила за это. На поступки людей толкает воспитание, необходимость, либо что-то еще, причина есть всегда, и это - повод простить. В бизнесе по-человечески я могу простить нарушение дисциплины, откат и т.д., но если это делает мой подчиненный – уволю. Мне повезло с компаниями, в которых я работала раньше, там всегда была жесткая дисциплина. Я прошла прекрасную школу, и эта модель делового поведения для меня стала привычкой.

М.А.: Расскажите немного о себе.
Ю.С: Я родилась в Рязани, в Москву приехала еще ребенком, но, как мне кажется, связи с родиной не потеряла и очень горжусь этим. Закончила МГУ, филологический факультет. Параллельно работала в фонде Сороса, в общественной приемной, там я познакомилась со многими интересными людьми. Я узнала Глазычева Вячеслава, Вавилова Андрея, Ганопольского Матвея и многих других. После этого я работала в ряде компаний. Самым полезным, интересным и продолжительным был мой опыт работы в "Independent Media", в маркетинге. Работала в газетах "Капитал", "Moscow Times", участвовала в запуске "Ведомостей" и многое другое…
Тогда же я начала работать с интернетом, с сайтами изданий Independent Media. Ну и, естественно, попав в этот водоворот, уже не смогла, да и не захотела выбираться.

2.Ее семья и интернет.

Они встретились не в интернете, а на вполне офф-лайновом пароме. Звучит романтически, не правда ли? Паром плыл в Швецию. Юлия собиралась порвать отношения со своим бывшим другом и паром нес ее в неопределенность разрыва. На корабле ей сразу бросился в глаза молодой человек с клюшкой. Выглядел он очень нелепо – на корабле, летом и с клюшкой… Обычное любопытство привело к знакомству. Он оказался профессиональный хоккеистом. Их совместное путешествие через жизнь продолжается уже десять лет…

М.А. У вас много общего с вашим мужем?
Ю.С. Мы так выстроили отношения, что у каждого из нас свои интересы. Моему мужу мало интересно из того, что интересно мне, а мне из того, что интересно ему. В интернете мой муж бывает, очень его любит, но это в большинстве своем порносайты. Я смотрю на это спокойно, хотя порнографию в сети терпеть не могу. У нас не много общих интересов, но нас объединяет главное – мы интересны друг другу.

М.А. Вы хотите что бы ваша дочь продолжила ваше дело?
Ю.С. Моей дочери шесть лет. Я не буду специально "приучать" ее к интернету. Я просто покажу ей, что это есть и научу пользоваться. А дальше пусть выбирает сама. Однако те темпы, которыми молодежь погружается в интернет-культуру, не оставляют у меня сомнений, что она будет ориентироваться в сети не хуже меня.

М.А. Мир вокруг вас одушевлен, или вы воспринимаете его материально?
Ю.С.Я считаю, что одушевлять предметы глупо. Поэтому компьютер у меня - только компьютер, а машина - только машина. В таких случаях я вспоминаю своего инструктора по вождению, который частенько бывал не вполне трезвым и на мое нытье о том, что машина не заводится, он всегда бил по переключателю скоростей и говорил: "Он мужик, у него вон что есть"…А вообще, тема вещей мне очень интересна. Потому что мне нравится мир вокруг меня. Я очень люблю предметы и иногда даже просто от созерцания того, что вокруг меня есть, мне становится очень хорошо.

3.Ее интернет и ее карьера.

М.А. Интернет может сделать человека счастливым?
Ю.С.Если твое счастье зависит от того, вернешь ли ты вложенные в интернет-проект деньги – это одно. А если смотреть на интернет, как на заменитель реальной жизни, то я думаю для многих это выход. Знаете, я так радио слушала в детстве, в деревне. Мы уходили куда-то в темноту, брали радиоприемник и мне доставляло волшебное удовольствие крутить ручку, которая волны меняла, и чувствовать, что ты в этой глуши являешься тоже частью большого мира. Интернет дает людям почувствовать биение жизни…

По офису вальяжно рассекали "настоящие пацаны" с барсетками, видимо, присматривающие помещение, дабы арендовать его, после того, как покойный эвакуируется. Они не стесняясь еще работающих, степенно обозревали хозяйство, и найти место, где можно было бы присесть и спокойно поговорить, было решительно негде. Даже в переговорную комнату, где проходило интервью, достаточно бесцеремонно входили "люди с рулетками", что, впрочем, не влияло на уверенность моей собеседницы.

М.А. Вы живете в сети?
Ю.С.Нет, интернет для меня исключительно профессиональный инструмент. Я пользуюсь им, как землекоп - лопатой, и предпочитаю не проводить с этой лопатой свое свободное время. Конечно, я покупаю через сеть книжки и видеокасеты, естественно, через 24Х7, пробовала покупать через XXL, но через обычный модемный доступ все работает безумно долго, и когда я закончила процедуру заказа, то прошло 2,5 часа, и я поняла, что самой до супермаркета доехать проще, чем ждать доставки. Заказываю цветы и подарки, часто хочется что-то подарить, но делать это неловко и потому, когда дарит посыльный - это очень удобно. Сервис отменный, правда жаль, что он немного дорогой.

М.А. На что вы готовы ради карьеры?
Ю.С.У меня нет "клина" на карьере, я не очень амбициозный человек. Я никогда не пойду по трупам, лишь бы достичь карьерной цели. Я готова сама потеснится, чем кого-то выталкивать с табуретки. Мне пока удается не поступаться жизненными принципами и никого не подставлять. Но я всегда добиваюсь своих целей, использую обходные маневры. Я всегда нахожу альтернативные пути, потому что безвыходных ситуаций не бывает.

М.А. Вам хватает материального достатка?
Ю.С. Никогда никому ничего не хватает. Было бы больше денег – хорошо, было бы меньше – не критично. Когда ты чувствуешь себя уверенно в том, что ты можешь заработать на то, что бы нормально жить, то смотришь на понятия "богатство" и "бедность" спокойно. Так что мое личное душевное благополучие, равновесие и те самые краткие минуты ощущения счастья от какого-то материального фактора не зависят.

М.А. Ваши планы на будущее?
Ю.С.Я знаю точно, что никогда не оставлю маркетинг, это однозначно мое. Единственно, что мне хотелось бы заниматься маркетингом интеллектуальных продуктов – СМИ, интернет, банковских или страховых услуг. Мне очень нравилось работать в компании netBridge, где нам удалось достичь определенных успехов. Сейчас не менее интересный этап слияния с Port.ru. Новая компания открывает новые перспективы. Это всегда увлекательно – добиваться того, чего никто не делал до тебя. Что может быть интересней?

Мое интервью задержалось на два месяца. Офис на Пушечной остался во владении Port.ru, "люди с рулетками" исчезли, Юлия Сигунова по-прежнему возглавляет маркетинг в своей компании, которая только поменяла название на Port.ru.

На рынке много ивент-агентств, но мало кто способен год за годом придумывать мероприятия, не сбавляя темп и градус креатива. Агентству Departament удалось за 10 лет из маленькой конторы, которая делала частные дни рождения и новогодние корпоративы для друзей, превратиться в одно из самых крупных агентств на рынке (выручка за 2017 год - более 500 млн рублей). Их вечеринки, которым позавидовал бы великий Гэтсби, помнит вся светская Москва, среди их заказчиков - Jaguar и BMW, а в числе гостей - Владимир Путин . Основатели Departament Петр Иванов , Павел Недостоев и Юлия Сигунова рассказали Inc., как покорили BMW предложением провести вечеринку в прачечной и чуть не потеряли десятки миллионов рублей из-за несвоевременного обновления прошивки Samsung, и как им удалось вырастить бизнес, не растеряв дух свободы и креатива.

В 2009 году менеджеры Samsung в Санкт-Петербурге на один день превратились в суперагентов. Все руководство и топовые сотрудники компании разбились на несколько команд, сели в 12 специально подогнанных к их офису внедорожников Mercedes и отправились спасать мир. Когда колонна мерседесов ехала по Невскому проспекту, гаишники отдавали им честь. Дальше начался спланированный квест с элементами иммерсивного спектакля: участники стреляли по мишеням из снайперских винтовок, неслись по каналам Петербурга на спортивных катерах, управляли вертолетом, и все это в антураже, которому позавидовал бы и Джеймс Бонд , - спорткары, красивые девушки, шампанское Cristal.

Весь этот безудержный креатив придумали два человека - друзья со студенческих времен в РГГУ Петр Иванов и Павел Недостоев. Обоим нравилось заниматься организацией вечеринок; первые идеи они набрасывали в тетрадях, пока скучали на лекциях, а потом обкатывали на днях рождениях Петра - он каждый раз придумывал для праздника что-нибудь оригинальное. Однажды собрал гостей на «дикий» опен-эйр в Гроте в Нескучном саду, в другой раз провел вечеринку под названием The Nothing («Ничто») - снял абсолютно пустой лофт, где не было ни света, ни музыки, ни еды, ни алкоголя, и гости 4 часа просто знакомились друг с другом, разговаривали - и получали удовольствие от ничем не замутненного общения.

После института пути друзей на несколько лет разошлись: Петр Иванов устроился на работу в ивент-агентство Event Factory, Павел создал дизайн-студию Studio, но в 2006 году они начали думать о том, чтобы открыть свой бизнес.

Агентство Departament в цифрах

источник: данные компании

человек работает в компании

млн рублей - средний бюджет мероприятия

от загрузки агентства занимает участие в тендерах

млн рублей - выручка за 2017 год проектов за 2017 год Слева направо: Юлия Сигунова, Петр Иванов и Павел Недостоев. Фото: Дарья Малышева/Inc.

Спецагенты по улетным вечеринкам

Вначале находили заказы через друзей - Петр на тот момент уже знал многих в индустрии. Партнеры брались за любую работу - ивенты, выставки, детские праздники, новогодние корпоративы (для стоматологической клиники Nobel устроили зажигательную вечеринку с танцовщицами в костюмах медсестер). Количество инвестиций в проект Петр в шутку оценивает как «три года жизни и 150 бессонных ночей».

Мы снимали микроофис - комнату за 15 тыс. рублей - и платили себе зарплату по 50 тыс. рублей. Работали только по предоплате, не было оборотных средств, чтобы проводить мероприятия за свой счет, - вспоминает Петр.

Павел Недостоев. Фото: Дарья Малышева/Inc.

Буквально через полгода после начала работы в качестве независимых организаторов ивентов знакомые предложили Иванову и Недостоеву взять в управление ночной клуб Justo в Театральном проезде - самом модном и пафосном месте Москвы. С легкой руки предпринимателей Justo вскоре стал одним из популярных творческих мест в Москве, где тусовалась вся богема - модники, художники, селебрити, политики, трансвеститы. Единственная проблема была в том, что Петр и Павел должны были работать за процент от прибыли - но прибыли клуб за 9 месяцев работы так и не показал. Клуб помог завести связи с артистами, «узнать всех в городе»; именно там Иванов и Недостоев придумали бренд Departament - но проев 1 млн рублей, отложенных «на черный день», ушли из клуба.

Грянул кризис 2008 года, искать заказы стало намного сложнее. Иванов и Недостоев работали не напрямую с компаниями, а через посредников - более крупные ивент-агентства, которым приходилось отдавать до 70% от прибыли за возможность провести мероприятие. Это был единственный способ удержаться на рынке молодому агентству без репутации и, главное, оборота, достаточного, чтобы кредитовать мероприятия (оплата от клиента приходила только постфактум).

Мы ходили с горящими глазами и у всех просили работу. Нам доставались какие-то гроши от прибыли, зато мы работали с классными брендами - Jaguar, Land Rover, Samsung, - вспоминает Петр.

Тогда в Москве начали набирать популярность квесты - и Departament придумал вывести этот формат на премиальный уровень. На дворе стояли 2000-е, рынок еще не был структурирован, а у крупных компаний не было служб закупок и тендеров на организацию мероприятий - при этом хотелось свежих идей и небанальных маркетинговых ходов. Поэтому квесты стали основным бизнес-направлением агентства: благодаря креативу Departament топ-менеджеры и бизнесмены лазили по недостроенной больнице в Ховрино, выполняли задания на заброшенном военном корабле на Речном вокзале, сотрудники Jaguar разыскивали картину Рембрандта в галерее «Триумф», а сотрудники Samsung проходили квест в Эрмитаже . Все эти локации Departament искал вручную: ивент-менеджер был коммуникатором, который умел все - хоть пробить закрытую локацию для вечеринки, хоть взять в аренду тигра из цирка, говорит Недостоев.

Мы с Петей купили одинаковые костюмы, рубашки и галстуки в ЦУМе и приходили к клиентам как герои «Секретных материалов» или «Твин Пикса». Тогда был пик гламура, денег на рынке было много, всем хотелось жить широко и красиво, и ивент-менеджер был почти спецагентом, который умеет это организовать, - говорит Павел.

Обуздать креатив

Чтобы преодолеть недоверие крупных клиентов на старте, Петр и Павел играли на встречах роли «хорошего и плохого полицейского»: Петр сыпал безумными идеями, а Павел сидел рядом с серьезным видом и изображал солидного, надежного партнера.

Это был настоящий лайфхак: рядом с бешеным энтузиастом сидел очень спокойный, серьезный человек в дорогих часах, с неразбитым телефоном и говорил с уверенным лицом, что это очень cost-эффективно, создаст вау-эффект для ваших гостей, повысит лояльность клиентов и даст охват в соцсетях. Клиенты кивали и соглашались, - рассказывает Иванов.

В январе 2013 года необходимость изображать серьезность отпала - к компании присоединилась Юлия Сигунова (сейчас агентство принадлежит всем троим в равных долях, плюс есть два миноритарных партнера). Именно в ее агентстве Event Factory начинал Петр Иванов.

Юлия Сигунова. Фото: Дарья Малышева/Inc.

То, что ребята делали, было бесконечно смело, просто никаких преград у этого креатива не было, - вспоминает Юлия. - Так как мы и раньше работали вместе, я знала, на что они способны, - и увидела в этом возможности для роста бизнеса.

Сигунова, человек спокойный, организованный и с большим управленческим опытом, стала структурировать и налаживать бизнес-процессы компании. Она взяла на себя клиентский сервис и управление, Петр стал отвечать за креатив и стратегию, а Павел Недостоев - за пиар, видео, финансы и сайд-проекты, например образовательные (кроме того, в агентстве появились коммерческий и финансовый директора).

До этого мы с Павлом творили, но совсем не умели управлять и монетизировать. Поэтому Юля нас очень сильно качнула вперед именно как управляющий, сильный лидер, - вспоминает Петр Иванов.

Важность холодного расчета партнеры еще раз прочувствовали на собственной шкуре, когда в июне 2015 года случился форс-мажор на презентации новой модели Audi Q7 в музее «Гараж». Идею придумал Петр: гости надевают VR-очки, заходят в темный зал и одновременно смотрят в виртуальном кинотеатре объемную короткометражку, в которой летят прямиком в космосмический мир на Audi, - а в конце перед ними появляется реальный автомобиль. Подготовка была сложной и супероперативной: всего за месяц удалось уговорить компанию Samsung в рамках промоушена предоставить 100 пар VR-очков, которые тогда не продавались в Москве, синхронизировать гаджеты и написать приложение, чтобы все зрители видели одну и ту же картинку одновременно, но каждый со своего ракурса. За день до ивента в «Гараже» смонтировали виртуальный кинотеатр и провели несколько тестов. Все шло по плану, пока за два часа до шоу очки не перестали включаться и что-либо показывать.

Мероприятие начинается, столы накрыты, гости начинают появляться, я вхожу в кинозал - а там стоит Петя бледный, с квадратными глазами. «Что случилось?» - «Ничего не работает. На тесте работало, а потом перестало». Мы берем за грудки инженера, а он говорит: «Просто Samsung во всем мире обновляет прошивку». Именно в этот момент, перед нашим шоу. А это как перезагрузка телефона - тот случай, когда от нас ничего не зависит, - вспоминает Юлия.

Обновление чудом завершилось за несколько минут до старта презентации. Гости были в восторге (агентство потом еще и получило премию за это мероприятие), но у основателей прибавилось седых волос.

Это был стресс величайший. Бюджет мероприятия был больше оборотных средств нашей компании, и мы его полностью кредитовали на условиях 100% пост-оплаты. Если бы что-то пошло не так, мы бы не только уронили свою репутацию, но и попали на несколько десятков миллионов рублей, - говорит Юлия Сигунова.

Чтобы таких форс-мажоров было меньше, Departament старается собирать за одним столом людей творческих и практичных, чтобы ивенты были продуманы со всех сторон.

Во время брейнсторма критика запрещена, но в какой-то момент креативщики должны передать лидерство менеджерам, которые начинают резать все фантазии: «Это мы не успеем в срок, это мы не втиснем в бюджет, это мы вообще не знаем как делать». И продажники еще говорят: «Клиент это не купит, клиент это не любит», - в результате получается сбалансированное предложение, - объясняет Иванов.

3 ошибки основателей Departament:

Не разделили роли на старте

До прихода Юлии Сигуновой в 2013 году мы были просто художниками - и не умели ни продавать, ни управлять. А агентству нужны 3 главных человека: художник, управляющий и продажник. Если бы мы начали заниматься продажами и управлением раньше, то быстрее смогли бы вырасти.

Не продвигали бизнес на ранних этапах

В начале пути мы занимали пассивную позицию - не шли навстречу рынку, не делали холодные звонки в компании, а просто работали по заказам от друзей. Но если хотите построить бизнес, без активного продвижения не обойтись.

Слишком быстро масштабировались вширь, а не вглубь

Начали плодить посторонние проекты и экспертизы, не создав мощную команду. Но мы не могли реализовать новые задачи на таком же уровне, как мероприятия. Клиенты видели, что мы не соответствуем заявленному уровню, и забирали заказы. В результате мы приняли решение сконцентрироваться на главном - проведении ивентов, иначе был риск растерять конкурентное преимущество и постоянных клиентов.

Родео на стиральной машине

К началу 2010-х в Departament работало около 10 человек. Заказы были, но бизнес не рос: Иванов и Недостоев руководили агентством как два свободных художника - они с головой уходили в творческую часть и почти совсем не занимались бизнесовой. Их годовая выручка составляла не более 50 млн рублей, прибыли почти не было.

Сложно было назвать это бизнесом - это было огромное сумасшедшее увлечение. Романтика стояла на первом месте, а деньги - на втором или третьем, - вспоминает Павел Недостоев.

С приходом Юлии Сигуновой Departament поставил цель работать с крупными брендами без посредников. Если раньше основатели считали, что исход тендеров в крупных компаниях предрешен, и искали заказы через друзей, теперь они преодолели это предубеждение - и начали делать «холодные звонки». Так им удалось зайти на свой первый крупный тендер - поиск идей для презентации новой модели автомобиля MINI от BMW весной 2014 года. Основателям Departament пришла в голову мысль, которая даже им самим сначала показалась сумасшедшей, - провести вечеринку в прачечной.

Невозможно было представить, что можно зайти с таким предложением в такую солидную компанию, как BMW Group. Я краснела, бледнела, говорила: «Ребята, у нас не получится. Какой ландромат, о чем вы? Какая вечеринка в прачечной? Это же BMW - удовольствие за рулем, скорость, вот это все», - вспоминает Юлия.

Но решили рискнуть - Departament предварительно договорился с площадкой (комплексом «Арт Хаус» на Яузе) и предложил превратить два пустующих этажа в огромную прачечную, поставить там гигантские инсталляции и устроить родео на дикой стиральной машине. Чтобы впечатлить клиента, основатели несколько дней вручную клеили макет вечеринки из пенокартона и даже добавили туда человечков из Lego. Представители BMW были потрясены и дали зеленый свет. Вечеринка прошла на ура.

Проект для BMW стал для прорывом - агентство зашло в крупный бренд «в холодную», без связей, и получило заказ благодаря необычному креативному офферу. После этого Departament стал один за другим выигрывать тендеры, число заказов увеличилось, а выручка начала расти вдвое каждый год. Если в 2013 году оборот агентства составил 100 млн рублей, то в 2014 - уже 200 млн рублей, а в 2015 - 400 млн рублей. Среди клиентов были в основном люксовые бренды - Audi, BMW, Cadillac, Porsche; проекты - топовые светские мероприятия вроде открытия музея «Гараж» в июне 2015 года. В конце 2015 года число сотрудников агентства превысило 60 человек, и Departament переехал в просторный офис на Красном октябре с видом на Москву-реку.

Кризис роста

Чтобы продвигаться на рынке и получать новых клиентов, в Departament активно занялись пиаром - стали вести страницы в соцсетях, участвовать в профессиональных конференциях, давать комментарии и интервью для нишевых изданий. Некоторым такая активность не по нраву: в «Гараже» считают, что Departament приписал себе слишком много заслуг в организации открытия, - рассказал Inc. источник в команде музея. По официальному комментарию, концепцию открытия разработала команда «Гаража», а Departament скорее выполнял технические задачи:

Образовательные проекты Departament

Rooftop University

В 2015 году Departament запустил серию образовательных вечеринок. Вечером в пятницу в офис компании приходили селебрити и эксперты из разных сфер, где рассказывали о своей работе. Встречи проходили в непринужденной обстановке, за бокалом вина, и были бесплатными как для участников, так и для спикера. Лекции в рамках Rooftop University читали бывший шеф-редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин , экс-главред Vogue и Interview Russia Алена Долецкая , директор по маркетингу «Яндекса» Дмитрий Степанов и другие - всего прошло около 80 лекций. Проект был некоммерческим и закрылся в 2017 году вместе с другими сайд-проектами агентства в рамках сокращения расходов.

Event MBA В 2017 году Departament запустил курсы по ивент-менеджменту Event MBA для тех, кто хочет погрузиться в эту профессию или повысить квалификацию. Сейчас в Event MBA два продукта - 5-недельный курс Executive Education (75 тыс. рублей) и 3-дневный интенсив Event Killer (35 тыс. рублей). На курсах преподают основатели агентства, а также приглашенные лекторы (в их числе шоумен Андрей Фомин , продюсер Михаил Друян , импресарио Федор Елютин и др.). Более 70% студентов имеют опыт в ивент-бизнесе и приходят повышать квалификацию, а совокупный оборот компаний, в которых они работают, превышает 400 млн рублей. В этом году Departament планирует выпустить около 500 студентов.

Агентство Departament было выбрано как подрядчик, оказывающий услуги по координации мероприятий. Среди задач, поставленных перед агентством, - организация трансфера гостей, подбор персонала (клининг, официанты и т. д.), консьерж-услуги и т. п., - сообщила пресс-служба музея в комментарии для Inc.

Тем не менее, грамотное продвижение стало еще одним фактором, который позволил агентству выйти на новый уровень и начать активно масштабировать бизнес. Помимо ивентов, Departament занялся видеопродакшеном, PR-поддержкой клиентов, написанием коммуникативных стратегий для компаний и селебрити-маркетингом - агентство привозило в Москву светскую львицу Пэрис Хилтон , рэпера Snoop Dogg’а и сооснователя Apple Стива Возняка . Агентство даже запустило собственный бренд стритстайл-одежды Pizzaboy, к нему выпустили мерчендайз совместно с телеканалом 2×2. Среди клиентов преобладали крупные автомобильные бренды: они надежны, у них большие бюджеты, и им все время нужен вау-эффект, поэтому яркие презентации для таких клиентов - идеальный инструмент продаж, построения имиджа и лояльности, говорит Петр Иванов. В 2016 году рост принял угрожающие масштабы - сотрудников уже было около 100, а рентабельность бизнеса стала сокращаться.

Мы набирали кучу проектов и не понимали, как их делать. Раньше мы с Пашей брали проект и сами его делали. Но когда проектов стало 4-5 одновременно, плюс параллельно 5 тендеров, нам было тяжело сохранить качество и уровень сервиса, - вспоминает Петр Иванов.

Большая часть новых проектов требовала инвестиций, а прибыли не приносила. Даже управление сотрудниками стало отнимать гораздо больше времени и сил (в один месяц агентство наняло 30 человек). Основатели поняли, что в таком темпе не справляются с экономикой бизнеса.

После полугода активного роста мы поняли, что такими темпами обанкротимся. Было жаль замораживать или закрывать проекты, но нужно было сфокусироваться на том, в чем мы лучшие, а все лишнее прикрыть, - говорит Иванов.

В результате Departament пришлось закрыть сайд-проекты (в том числе одежду и коммуникационные стратегии для компаний), сократить расходы (из 100 сотрудников осталось 50) и перестроить внутренние процессы.

Чтобы упростить коммуникации внутри компании, в Departament создали систему управления DPRTMNT ONLINE - интранет для сотрудников, а общение, голосование по тендерам и даже согласование документов перенесли в Telegram (это сильно упростило документооборот).

У меня есть еще целый отдел тренд-аналитики и специальный секретный чат в Телеграме. Каждый креативщик не начинает работу, пока не скинет одну классную новость из IT-ивентов, чтобы собрать базу идей, - говорит Петр.

Экономика ивент-бизнеса

Сегодня Departament - один из самых известных на рынке организации ивентов. Их выручка за 2017 год составила более полумиллиарда рублей (прибыль - более 50 млн рублей), а средний бюджет мероприятия - 12 млн рублей. Но в целом маржинальность ивент-бизнеса довольно низкая - всего около 10%, за 10 лет она сократилась вдвое, предупреждает Павел Недостоев.

Компании хотят, чтобы в 10%-ные комиссии, о которых договорились еще в 90-е, входил и дизайн, и режиссура, и креатив. Это как если бы мы купили Audi по цене железа, пластмассы и обивки - и 10% от стоимости этих материалов добавили бы концерну в качестве вознаграждения, - говорит Недостоев.

основатель ивент-агентства BigJack:

Departament - заметный игрок на рынке. Мы узнали о них в конце 2014 года, когда они взяли сразу несколько наград на отраслевой премии «Событие года», - ими сразу заинтересовалась вся отрасль. Несмотря на конкуренцию, я к ним отношусь с уважением. Они подают продукт на высоком уровне и вполне могли бы выйти на международный рынок.

На ивент-рынке мы все сталкиваемся с одинаковыми сложностями. Во-первых, это тендеры. Не очень приятно, когда люди, которые занимаются закупками мебели, начинают заказывать ивенты и пытаются подвести их под измеримые показатели. Предлагаешь им клевую концепцию, а они говорят: «Мы в интернете нашли дешевле, как обоснуете?»

Во-вторых, растет срок пост-оплаты. Получается, что малый бизнес - ивент-агентства, - которому банки даже кредиты не дают, кредитует корпорации с миллиардными оборотами. С одной стороны, это плюс - появился некий входной барьер (до этого непрофессионалы часто подрывали репутацию отрасли). С другой стороны, это сильно ограничивает рост. Можешь выиграть хоть 20 тендеров - но чтобы реализовать их все, просто не хватит оборотных средств. Это делает наш бизнес менее рентабельным.

На эту сумму невозможно содержать компанию, поэтому ивент-агентства получают дополнительный доход из комиссии от партнеров. Благодаря долгосрочным отношениям с подрядчиками агентство получает специальную скидку в размере 5-20% на оптовые заказы, а клиент - рыночную стоимость услуг. Пул подрядчиков меняется: у Departament примерно половина из них - постоянные, остальных находят каждый раз заново в зависимости от нужд мероприятия.

Departament получает оплату от заказчиков в два захода - аванс и пост-оплата. Но крупные международные бренды часто просят на 100% кредитовать их мероприятие, а оплату гарантируют через 30-90 рабочих дней после подписания актов (то есть примерно через 1-6 месяцев после мероприятия) - так им надежнее работать с компаниями на непрозрачном российском рынке. Чтобы избежать кассовых разрывов при работе с такими заказчиками, агентству часто приходится брать кредиты.

Это гигантские бюджеты в 100 млн рублей, которые надо заморозить на полгода беспроцентно. Как правило, такое могут себе позволить либо совсем крупные сетевые агентства, либо компании, которые берут кредиты в банках, - но за кредит нужно платить, - говорит Юлия.

Еще одна сложность в том, что большая часть компаний проводит тендеры на организацию мероприятий, в рамках которых разные агентства должны предлагать свои идеи. На подготовку тендера в агентстве уходит 2-3 недели, а до воплощения доходит всего 30-40% из общего объема тендеров, сетует Юлия Сигунова.

В среднем участие в тендере обходится нам в 200-300 тыс. рублей, а если считать зарплаты сотрудников, то вплоть до 500 тыс. рублей. Но совершенно не факт, что ты его выиграешь. В результате 60% всей работы по тендерам уходит «в стол», - говорит она.

Сегодня основатели Departament выступают за то, чтобы крупные компании объявляли тендер не на каждый конкретный проект, а на вхождение агентств в пул подрядчиков. Компания может заключать договор с тремя агентствами на 1-3 года и между ними распределять проекты (сейчас так поступают около 10% клиентов Departament) - так конкуренция между агентствами сохранится, а времени на каждый тендер у обеих сторон будет уходить меньше.

Плюс у нас будет возможность хорошо узнать клиента и предлагать именно то, что ему нужно, - а это невозможно без долгосрочной работы. Хорошо бы клиенты это осознали и перестали тратить свои и наши деньги, - говорит Юлия Сигунова.

На крыше нового офиса компании на Красном Октябре начинается серия edutainment-вечеринок Rooftop University (в 2017 переросли в образовательный проект Event MBA).

Разросшаяся компания теряет управление процессами и закрывает многочисленные сайд-проекты (разработку коммуникационных стратегий, собственную линию одежды и др.), сокращает расходы и сосредоточивается на организации мероприятий.

В МГУ выступает с открытой лекцией сооснователь Apple Стив Возняк - Departament организует его приезд.

Departament участвует в организации открытия завода «Ямал СПГ» (в числе гостей - президент России Владимир Путин).

На рынке много ивент-агентств, но мало кто способен год за годом придумывать мероприятия, не сбавляя темп и градус креатива. Агентству Departament удалось за 10 лет из маленькой конторы, которая делала частные дни рождения и новогодние корпоративы для друзей, превратиться в одно из самых крупных агентств на рынке (выручка за 2017 год - более 500 млн рублей). Их вечеринки, которым позавидовал бы великий Гэтсби, помнит вся светская Москва, среди их заказчиков - Jaguar и BMW, а в числе гостей - Владимир Путин. Основатели Departament Петр Иванов, Павел Недостоев и Юлия Сигунова рассказали Inc., как покорили BMW предложением провести вечеринку в прачечной и чуть не потеряли десятки миллионов рублей из-за несвоевременного обновления прошивки Samsung - и как им удалось вырастить бизнес, не растеряв дух свободы и креатива.

В 2009 году менеджеры Samsung в Санкт-Петербурге на один день превратились в суперагентов. Все руководство и топовые сотрудники компании разбились на несколько команд, сели в 12 специально подогнанных к их офису внедорожников Mercedes и отправились спасать мир. Когда колонна мерседесов ехала по Невскому проспекту, гаишники отдавали им честь. Дальше начался спланированный квест с элементами иммерсивного спектакля: участники стреляли по мишеням из снайперских винтовок, неслись по каналам Петербурга на спортивных катерах, управляли вертолетом, - и все это в антураже, которому позавидовал бы и Джеймс Бонд, - спорткары, красивые девушки, шампанское Cristal.

Весь этот безудержный креатив придумали два человека - друзья со студенческих времен в РГГУ Петр Иванов и Павел Недостоев. Обоим нравилось заниматься организацией вечеринок; первые идеи они набрасывали в тетрадях, пока скучали на лекциях, а потом обкатывали на днях рождениях Петра - он каждый раз придумывал для праздника что-нибудь оригинальное. Однажды собрал гостей на «дикий» опен-эйр в Гроте в Нескучном саду, в другой раз провел вечеринку под названием The Nothing («Ничто») - снял абсолютно пустой лофт, где не было ни света, ни музыки, ни еды, ни алкоголя, и гости 4 часа просто знакомились друг с другом, разговаривали - и получали удовольствие от ничем не замутненного общения.

После института пути друзей на несколько лет разошлись: Петр Иванов устроился на работу в ивент-агентство Event Factory, Павел создал дизайн-студию Studio, - но в 2006 году они начали думать о том, чтобы открыть свой бизнес.

Агентство Departament в цифрах

источник: данные компании

>50

человек работает в компании.

12

млн рублей - средний бюджет мероприятия.

60%

от загрузки агентства занимает участие в тендерах.

>500

млн рублей - выручка за 2017 год.

59

проектов за 2017 год.

Слева направо: Юлия Сигунова, Петр Иванов и Павел Недостоев. Фото: Дарья Малышева /Inc.

Спецагенты по улетным вечеринкам

Вначале находили заказы через друзей - Петр на тот момент уже знал многих в индустрии. Партнеры брались за любую работу - ивенты, выставки, детские праздники, новогодние корпоративы (для стоматологической клиники устроили зажигательную вечеринку с танцовщицами в костюмах медсестер). Количество инвестиций в проект Петр в шутку оценивает как «три года жизни и 150 бессонных ночей».

Мы снимали микроофис - комнату за 15 тыс. рублей - и платили себе зарплату по 50 тыс. рублей. Работали только по предоплате, не было оборотных средств, чтобы проводить мероприятия за свой счет, - вспоминает Петр.

Павел Недостоев. Фото: Дарья Малышева/Inc.

Буквально через полгода после начала работы в качестве независимых организаторов ивентов знакомые предложили Иванову и Недостоеву взять в управление ночной клуб Justo в Театральном проезде - самом модном и пафосном месте Москвы. С легкой руки предпринимателей Justo вскоре стал одним из популярных творческих мест в Москве, где тусовалась вся богема - модники, художники, селебрити, политики, трансвеститы. Единственная проблема была в том, что Петр и Павел должны были работать за процент от прибыли - но прибыли клуб за 9 месяцев работы так и не показал. Клуб помог завести связи с артистами, «узнать всех в городе»; именно там Иванов и Недостоев придумали бренд Departament - но проев 1 млн рублей, отложенных «на черный день», ушли из клуба.

Грянул кризис 2008 года, искать заказы стало намного сложнее. Иванов и Недостоев работали не напрямую с компаниями, а через посредников - более крупные ивент-агентства, которым приходилось отдавать до 70% прибыли за возможность провести мероприятие. Это был единственный способ удержаться на рынке молодому агентству без репутации и, главное, оборота, достаточного, чтобы кредитовать мероприятия (оплата от клиента приходила только постфактум).

Мы ходили с горящими глазами и у всех просили работу. Нам доставались какие-то гроши от прибыли, зато мы работали с классными брендами – Jaguar, Land Rover, Samsung, - вспоминает Петр.

Тогда в Москве начали набирать популярность квесты - и Departament придумал вывести этот формат на премиальный уровень. На дворе стояли 2000-е, рынок еще не был структурирован, а у крупных компаний не было служб закупок и тендеров на организацию мероприятий, - при этом хотелось свежих идей и небанальных маркетинговых ходов. Поэтому квесты стали основным бизнес-направлением агентства: благодаря креативу Departament топ-менеджеры и бизнесмены лазили по недостроенной больнице в Ховрино, выполняли задания на заброшенном военном корабле на Речном вокзале, сотрудники Jaguar разыскивали картину Рембрандта в галерее «Триумф», а сотрудники Samsung проходили квест в Эрмитаже. Все эти локации Departament искал вручную: ивент-менеджер был коммуникатором, который умел все - хоть пробить закрытую локацию для вечеринки, хоть взять в аренду тигра из цирка, говорит Недостоев.

Мы с Петей купили одинаковые костюмы, рубашки и галстуки в ЦУМе и приходили к клиентам как герои «Секретных материалов» или «Твин Пикса». Тогда был пик гламура, денег на рынке было много, всем хотелось жить широко и красиво, и ивент-менеджер был почти спецагентом, который умеет это организовать, - говорит Павел.

Обуздать креатив

Чтобы преодолеть недоверие крупных клиентов на старте, Петр и Павел играли на встречах роли «хорошего и плохого полицейского»: Петр сыпал безумными идеями, а Павел сидел рядом с серьезным видом и изображал солидного, надежного партнера.

Это был настоящий лайфхак: рядом с бешеным энтузиастом сидел очень спокойный, серьезный человек в дорогих часах, с неразбитым телефоном и говорил с уверенным лицом, что это очень cost-эффективно, создаст вау-эффект для ваших гостей, повысит лояльность клиентов и даст охват в соцсетях. Клиенты кивали и соглашались, - рассказывает Иванов.

В январе 2013 года необходимость изображать серьезность отпала - к компании присоединилась Юлия Сигунова. Именно в ее агентстве Event Factory начинал Петр Иванов.

То, что ребята делали, было бесконечно смело, просто никаких преград у этого креатива не было, - вспоминает Юлия. - Так как мы и раньше работали вместе, я знала, на что они способны, - и увидела в этом возможности для роста бизнеса.

Сигунова, человек спокойный, организованный и с большим управленческим опытом, стала структурировать и налаживать бизнес-процессы компании. Она взяла на себя клиентский сервис и управление, Петр стал отвечать за креатив и стратегию, а Павел Недостоев - за пиар, видео, финансы и сайд-проекты, например образовательные (кроме того, в агентстве появились коммерческий и финансовый директора).

До этого мы с Павлом творили, но совсем не умели управлять и монетизировать. Поэтому Юля нас очень сильно качнула вперед именно как управляющий, сильный лидер, - вспоминает Петр Иванов.

Важность холодного расчета партнеры еще раз прочувствовали на собственной шкуре, когда в июне 2015 года случился форс-мажор на презентации новой модели Audi Q7 в музее «Гараж». Идею придумал Петр: гости надевают VR-очки, заходят в темный зал и одновременно смотрят в виртуальном кинотеатре объемную короткометражку, в которой летят прямиком в космический мир на Audi, - а в конце перед ними появляется реальный автомобиль. Подготовка была сложной и супероперативной: всего за месяц удалось уговорить компанию Samsung в рамках промоушена предоставить 100 пар VR-очков, которые тогда не продавались в Москве, синхронизировать гаджеты и написать приложение, чтобы все зрители видели одну и ту же картинку одновременно, но каждый со своего ракурса. За день до ивента в «Гараже» смонтировали виртуальный кинотеатр и провели несколько тестов. Все шло по плану, пока за два часа до шоу очки не перестали включаться и что-либо показывать.

Мария Косарева

руководитель направления маркетинговых коммуникаций Cadillac

С агентством Department очень комфортно работать в области Influencer-маркетинга - они хорошо понимают стиль жизни и настроения современной аудитории люксового сегмента. Конечно, в любой работе возникают споры - мы спорим о том, какие люди наилучшим образом выражают философию бренда. Но, как известно, «счастье - это когда понимают», и это как раз про наше сотрудничество с Department. Агентство помогло максимально естественно интегрировать наш бренд в благотворительный фестиваль, организованный фондом «Друзья» - топ-менеджеры крупнейших российских компаний выступили в качестве рок-музыкантов, а зрители голосовали за лучшие выступления.

Мероприятие начинается, столы накрыты, гости начинают появляться, я вхожу в кинозал - а там стоит Петя бледный, с квадратными глазами. «Что случилось?» - «Ничего не работает. На тесте работало, а потом перестало». Мы берем за грудки инженера, а он говорит: «Просто Samsung во всем мире обновляет прошивку». Именно в этот момент, перед нашим шоу. А это как перезагрузка телефона - тот случай, когда от нас ничего не зависит, - вспоминает Юлия.

Обновление чудом завершилось за несколько минут до старта презентации. Гости были в восторге (агентство потом еще и получило премию за это мероприятие), но у основателей прибавилось седых волос.

Это был стресс величайший. Бюджет мероприятия был больше оборотных средств нашей компании, и мы его полностью кредитовали на условиях 100% пост-оплаты. Если бы что-то пошло не так, мы бы не только уронили свою репутацию, но и попали на несколько десятков миллионов рублей, - говорит Юлия Сигунова.

Чтобы таких форс-мажоров было меньше, Departament старается собирать за одним столом людей творческих и практичных, чтобы ивенты были продуманы со всех сторон.

Во время брейнсторма критика запрещена, но в какой-то момент креативщики должны передать лидерство менеджерам, которые начинают резать все фантазии: «Это мы не успеем в срок, это мы не втиснем в бюджет, это мы вообще не знаем как делать». И продажники еще говорят: «Клиент это не купит, клиент это не любит», - в результате получается сбалансированное предложение, - объясняет Иванов.

3 ошибки основателей Departament:

Не разделили роли на старте

До прихода Юлии Сигуновой в 2013 году мы были просто художниками - и не умели ни продавать, ни управлять. А агентству нужны 3 главных человека: художник, управляющий и продажник. Если бы мы начали заниматься продажами и управлением раньше, то быстрее смогли бы вырасти.

Не продвигали бизнес на ранних этапах

В начале пути мы занимали пассивную позицию - не шли навстречу рынку, не делали холодные звонки в компании, а просто работали по заказам от друзей. Но если хотите построить бизнес, без активного продвижения не обойтись.

Слишком быстро масштабировались вширь, а не вглубь

Начали плодить посторонние проекты и экспертизы, не создав мощную команду. Но мы не могли реализовать новые задачи на таком же уровне, как мероприятия. Клиенты видели, что мы не соответствуем заявленному уровню, и забирали заказы. В результате мы приняли решение сконцентрироваться на главном - проведении ивентов, иначе был риск растерять конкурентное преимущество и постоянных клиентов.

Родео на стиральной машине

К началу 2010-х в Departament работало около 10 человек. Заказы были, но бизнес не рос: Иванов и Недостоев руководили агентством как два свободных художника - они с головой уходили в творческую часть и почти совсем не занимались бизнесовой. Их годовая выручка составляла не более 50 млн рублей, прибыли почти не было.

Сложно было назвать это бизнесом - это было огромное сумасшедшее увлечение. Романтика стояла на первом месте, а деньги - на втором или третьем, - вспоминает Павел Недостоев.

С приходом Юлии Сигуновой Departament поставил цель работать с крупными брендами без посредников. Если раньше основатели считали, что исход тендеров в крупных компаниях предрешен, и искали заказы через друзей, теперь они преодолели это предубеждение - и начали делать «холодные звонки». Так им удалось зайти на свой первый крупный тендер - поиск идей для презентации новой модели автомобиля MINI от BMW весной 2014 года. Основателям Departament пришла в голову мысль, которая даже им самим сначала показалась сумасшедшей, - провести вечеринку в прачечной.

Невозможно было представить, что можно зайти с таким предложением в такую солидную компанию, как BMW Group. Я краснела, бледнела, говорила: «Ребята, у нас не получится. Какой ландромат, о чем вы? Какая вечеринка в прачечной? Это же BMW - удовольствие за рулем, скорость, вот это все», - вспоминает Юлия.

Но решили рискнуть - Departament предварительно договорился с площадкой (комплексом «Арт Хаус» на Яузе) и предложил превратить два пустующих этажа в огромную прачечную, поставить там гигантские инсталляции и устроить родео на дикой стиральной машине. Чтобы впечатлить клиента, основатели несколько дней вручную клеили макет вечеринки из пенокартона и даже добавили туда человечков из Lego. Представители BMW были потрясены и дали зеленый свет. Вечеринка прошла на ура.

Проект для BMW стал для прорывом - агентство зашло в крупный бренд «в холодную», без связей, и получило заказ благодаря необычному креативному офферу. После этого Departament стал один за другим выигрывать тендеры, число заказов увеличилось, а выручка начала расти вдвое каждый год. Если в 2013 году оборот агентства составил 100 млн рублей, то в 2014 - уже 200 млн рублей, а в 2015 - 400 млн рублей. Среди клиентов были в основном люксовые бренды - Audi, BMW, Cadillac, Porsche; проекты - топовые светские мероприятия вроде открытия музея «Гараж» в июне 2015 года. В конце 2015 года число сотрудников агентства превысило 60 человек, и Departament переехал в просторный офис на Красном Октябре с видом на Москву-реку.

Фото: Дарья Малышева /Inc.

Кризис роста

Чтобы продвигаться на рынке и получать новых клиентов, в Departament активно занялись пиаром - стали вести страницы в соцсетях, участвовать в профессиональных конференциях, давать комментарии и интервью для нишевых изданий. Некоторым такая активность не по нраву: в «Гараже» считают, что Departament приписал себе слишком много заслуг в организации открытия, - рассказал Inc. источник в команде музея. По официальному комментарию, концепцию открытия разработала команда «Гаража», а Departament скорее выполнял технические задачи:

Образовательные проекты Departament

Rooftop University

В 2015 году Departament запустил серию образовательных вечеринок. Вечером в пятницу в офис компании приходили селебрити и эксперты из разных сфер, где рассказывали о своей работе. Встречи проходили в непринужденной обстановке, за бокалом вина, и были бесплатными как для участников, так и для спикера. Лекции в рамках Rooftop University читали бывший шеф-редактор «Афиши» Юрий Сапрыкин, экс-главред Vogue и Interview Russia Алена Долецкая, директор по маркетингу «Яндекса» Дмитрий Степанов и другие - всего прошло около 80 лекций. Проект был некоммерческим и закрылся в 2017 году вместе с другими сайд-проектами агентства в рамках сокращения расходов.

Event MBA

В 2017 году Departament запустил курсы по ивент-менеджменту Event MBA для тех, кто хочет погрузиться в эту профессию или повысить квалификацию. Сейчас в Event MBA два продукта - 5-недельный курс Executive Education (75 тыс. рублей) и 3-дневный интенсив Event Killer (35 тыс. рублей). На курсах преподают основатели агентства, а также приглашенные лекторы (в их числе шоумен Андрей Фомин, продюсер Михаил Друян, импресарио Федор Елютин и др.). Более 70% студентов имеют опыт в ивент-бизнесе и приходят повышать квалификацию, а совокупный оборот компаний, в которых они работают, превышает 400 млн рублей. В этом году Departament планирует выпустить около 500 студентов.

Агентство Departament было выбрано как подрядчик, оказывающий услуги по координации мероприятий. Среди задач, поставленных перед агентством, - организация трансфера гостей, подбор персонала (клининг, официанты и т. д.), консьерж-услуги и т. п., - сообщила пресс-служба музея в комментарии для Inc.

Тем не менее, грамотное продвижение стало еще одним фактором, который позволил агентству выйти на новый уровень и начать активно масштабировать бизнес. Помимо ивентов, Departament занялся видеопродакшеном, PR-поддержкой клиентов, написанием коммуникативных стратегий для компаний и селебрити-маркетингом - агентство привозило в Москву светскую львицу Пэрис Хилтон, рэпера Snoop Dogg’а и сооснователя Apple Стива Возняка. Агентство даже запустило собственный бренд стритстайл-одежды Pizzaboy, к нему выпустили мерчендайз совместно с телеканалом 2×2. Среди клиентов преобладали крупные автомобильные бренды: они надежны, у них большие бюджеты, и им все время нужен вау-эффект, поэтому яркие презентации для таких клиентов - идеальный инструмент продаж, построения имиджа и лояльности, говорит Петр Иванов. В 2016 году рост принял угрожающие масштабы - сотрудников уже было около 100, а рентабельность бизнеса стала сокращаться.

Большая часть новых проектов требовала инвестиций, а прибыли не приносила. Даже управление сотрудниками стало отнимать гораздо больше времени и сил (в один месяц агентство наняло 30 человек). Основатели поняли, что в таком темпе не справляются с экономикой бизнеса.

После полугода активного роста мы поняли, что такими темпами обанкротимся. Было жаль замораживать или закрывать проекты, но нужно было сфокусироваться на том, в чем мы лучшие, а все лишнее прикрыть, - говорит Иванов.

В результате Departament пришлось закрыть сайд-проекты (в том числе одежду и коммуникационные стратегии для компаний), сократить расходы (из 100 сотрудников осталось около 60) и перестроить внутренние процессы.

Чтобы упростить коммуникации внутри компании, в Departament создали систему управления DPRTMNT ONLINE - интранет для сотрудников, а общение, голосование по тендерам и даже согласование документов перенесли в Telegram (это сильно упростило документооборот).

У меня есть еще целый отдел тренд-аналитики и специальный секретный чат в Телеграме. Каждый креативщик не начинает работу, пока не скинет одну классную новость из IT и ивентов, чтобы собрать базу идей, - говорит Петр.

Фото: Дарья Малышева /Inc.

Экономика ивент-бизнеса

Сегодня Departament - один из самых известных на рынке организации ивентов. Их выручка за 2017 год составила более полумиллиарда рублей (прибыль, по расчетам Inc., - более 50 млн рублей), а средний бюджет мероприятия - 12 млн рублей. Но в целом маржинальность ивент-бизнеса довольно низкая - всего около 10%, за 10 лет она сократилась вдвое, предупреждает Павел Недостоев.

Компании хотят, чтобы в 10%-ные комиссии, о которых договорились еще в 90-е, входил и дизайн, и режиссура, и креатив. Это как если бы мы купили Tesla по цене железа, пластмассы и обивки - и 10% от стоимости этих материалов добавили бы концерну в качестве вознаграждения, - говорит Недостоев.

Николай Андреев

основатель ивент-агентства BigJack:

Departament - заметный игрок на рынке. Мы узнали о них в конце 2014 года, когда они взяли сразу несколько наград на отраслевой премии «Событие года», - ими сразу заинтересовалась вся отрасль. Несмотря на конкуренцию, я к ним отношусь с уважением. Они подают продукт на высоком уровне и вполне могли бы выйти на международный рынок.

На ивент-рынке мы все сталкиваемся с одинаковыми сложностями. Во-первых, это тендеры. Не очень приятно, когда люди, которые занимаются закупками мебели, начинают заказывать ивенты и пытаются подвести их под измеримые показатели. Предлагаешь им клевую концепцию, а они говорят: «Мы в интернете нашли дешевле, как обоснуете?»

Во-вторых, растет срок пост-оплаты. Получается, что ивент-агентства - малый бизнес, которому банки даже кредиты не дают, -кредитуют корпорации с миллиардными оборотами. С одной стороны, это плюс - появился некий входной барьер (до этого непрофессионалы часто подрывали репутацию отрасли). С другой стороны, это сильно ограничивает рост. Можешь выиграть хоть 20 тендеров - но чтобы реализовать их все, просто не хватит оборотных средств. Это делает наш бизнес менее рентабельным.

На эту сумму невозможно содержать компанию, поэтому ивент-агентства получают дополнительный доход - комиссии от партнеров. Благодаря долгосрочным отношениям с подрядчиками агентство получает специальную скидку в размере 5-20% на оптовые заказы, а клиент - рыночную стоимость услуг. Пул подрядчиков меняется: у Departament примерно половина из них - постоянные, остальных находят каждый раз заново, в зависимости от нужд мероприятия.

Departament получает оплату от заказчиков в два захода - аванс и пост-оплата. Но крупные международные бренды часто просят на 100% кредитовать их мероприятие, а оплату гарантируют через 30-90 рабочих дней после подписания актов (то есть примерно через 1-6 месяцев после мероприятия), - так им надежнее работать с компаниями на непрозрачном российском рынке. Чтобы избежать кассовых разрывов при работе с такими заказчиками, агентству часто приходится брать кредиты.

Успеть за один день сходить в спортзал, заскочить на несколько деловых встреч и провести вечер на светском мероприятии, не переодеваясь? Легко! Разбираемся, как трансформировалось понятие дресс-кода в условиях постоянного цейтнота и что делать, чтобы выглядеть уместно в самых разных ситуациях.

В век, когда графа «Dress Code» присутствует практически на каждом приглашении на мероприятие и в условиях, когда его несоблюдение приравнивается к оскорблению организатора, мантра современной жительницы мегаполиса «успеть все и везде» становится настоящим испытанием. Между тем, Юлия Сигунова, партнер event-агентства DEPARTÁMENT, куда более оптимистична, ведь она уверена: провести целый день в офисе, а вечером блеснуть на светском мероприятии, угодив его хозяевам, вполне можно в одном и том же аутфите. Что для этого нужно, Юлия рассказывает (и показывает!) в эксклюзивном интервью для Marie Claire.

Marie Claire: Юлия, расскажите, насколько важно для организаторов мероприятий соблюдение гостями заявленного дресс-кода?

Юлия Сигунова : Как продюсер совершенно разных по формату мероприятий – от небольших вечеринок и имиджевых проектов в области искусства до масштабных маркетинговых презентаций – я очень трепетно отношусь к такому пункту, как дресс-код. Я считаю, что соблюсти его – это уважение к хозяину вечера, ведь он совершенно справедливо ожидает, что тем самым гости создадут необходимую атмосферу и, в конце концов, будут интересны друг другу. Представьте себе церемонию Оскар без восхитительных нарядов актрис? А Halloween без чертей и мертвых невест? Иногда концепция ивента вообще ограничивается только дресс-кодом гостей.

Я всегда благодарю гостей, поддерживающих своими образами концепцию ивента - они автоматически становятся твоими единомышленниками. Особенно люблю приглашать друзей, которые эффектно одеваются, они - уже праздник, уже вечеринка! Рядом с ними даже у самого скучного человека поднимается настроение.

А как изменилось отношение к дресс-коду у московской публики за последние 10 лет?

К счастью, уже все без исключения выучили, что означает графа «Dress Cоde» в приглашении на мероприятие. Можно сказать, что эти два слова глубоко вошли в культуру. Даже когда по каким-то причинам дресс-код не указан, гости сами интересуются и спрашивают, во что уместно одеться.

А вот люди, тотально игнорирующие эту важную составляющую ивента, наоборот, выглядят вызывающе, как аутсайдеры. Я видела, как первые годы игнорировали дресс-код Midsummer Night"s [ежегодный фестиваль искусств, созданный по мотивам пьесы У. Шекспира «Сон в летнюю ночь» – прим.ред.]: мужчины думали: «Ну что, я оденусь, как клоун…». Но в итоге именно они на этом мероприятии и выглядели, как клоуны!

Какие мероприятия в Москве вы чаще всего посещаете?

Я хожу на все значимые выставки в музей «Гараж», Третьяковку, МоМА, Пушкинский. На вернисажах мне хочется своим образом соответствовать самой выставке. Из недавних примеров – открытие экспозиции «Будет ласковый дождь» Такаси Мураками. Мне очень хотелось оказаться в атмосфере радости и безумных цветов: для этого я выбрала розовый свитер со скелетом и золотым зубом Гоши Рубчинского, и это весело перекликалось с работами Мураками.

Также я постоянный гость всех театральных проектов от Федора Елютина. Для премьеры шоу «Кандидат» я выбрала вызывающий образ, который скромно называю «звезда». Это полностью красный лук, моментально привлекающий внимание как гостей, так и фотографов.

Люблю и концерты Sound Up. Это всегда неожиданные коллаборации музыкантов на необычных площадках Москвы. Моя страсть – открывать для себя новые пространства. Это так романтично: оказаться в удивительно красивом месте, где ты никогда не была (например, в читальном зале библиотеки им. Ленина или католическом соборе с органом). Для Sound Up я выбрала романтический образ – шелковый тренч золотистого цвета и шелковые широкие брюки с необычайными цветами.

Здесь важно четко понимать, чему быть верным. Лично я сформулировала собственный стиль как сочетание арта, спорта и женственности. И чтобы быть верной себе, но соблюсти требования различных мероприятий, я прибегаю к любимому лайфхаку: одеваюсь строго заявленному дресс-коду, но использую одну «как будто» выбивающуюся из заданного стиля деталь. Нужно разбить идеальную картинку, в образе должно быть что-то диссонирующее, некое намеренное несоответствие. Для чего? Чтобы не выглядеть слишком просто, предсказуемо, читаемо. Чтобы не быть идеально скучной. Это могут быть отличного цвета или необычной формы аксессуар, интересный принт, графика, надпись или просто геометричная стрижка. Но, конечно же, для таких экспериментов нужно обладать хорошим вкусом.

Что меня объективно радует, так это проникновение спорта в высокую моду. Современные тенденции размыли понятие спортивной обуви, что позволяет оправданно и с комфортом не следовать традиционному дресс-коду, тем более в режиме «пяти встреч днем и похода в театр вечером». Сейчас совершенно необязательно к вечернему наряду надевать туфли, можно выбрать удобную и красивую обувь. Например, приобрести кроссовки в стиле art-wear или casual. Если раньше спортивная одежда 100% получала красную карточку на фэйсконтроле, то сейчас все иначе. Главное, не переборщить: выбирайте только одну такую вещь из гардероба (или кроссовки, или рюкзак), чтобы образ не стал совсем «для тренировки».

Есть ли у команды вашего агентства свой дресс-код?

В агентстве DEPARTÁMENT есть собственный визуальный гид, разработанный стилистом из Нью-Йорка. Это презентация по стилю с универсальными советами, которым легко следовать. Таким образом каждый сотрудник агентства всегда чувствует себя частью команды, хорошо выглядит и, что важно, в разных ситуациях соответствует задачам – будь то встреча у клиента, мероприятие или корпоративная вечеринка.

Расскажите, как вам удается быть уместно одетой в течение нагруженного событиями дня?

Вот уже несколько лет я фиксирую в календаре все ежедневные активности, встречи и мероприятия. И накануне вечером всегда смотрю план на следующий день ­– он может начинаться с похода в фитнесс-клуб утром, продолжаться встречами у разных клиентов, а заканчиваться походом на светское мероприятие.

Самая главная задача перед тем, как заснуть, это придумать образ, соответствующий всем перечисленным планам. И все без заезда домой. Как правило, это всегда уравнение с тремя неизвестными.

В этом году я отказалась от автомобиля, что существенно усложнило и так непростую задачу. Если раньше я легко возила с собой кофр с отложенными вещами, то теперь живу в смарт-режиме и ищу различные лайфхаки. Беру с собой универсальный дизайнерский рюкзак, который вмещает сменную обувь (поменять кроссовки на туфли), косметичку, чтобы в течения дня менять мейк, а также дополнительные аксессуары, которые украшают образ к вечеру. За основу образа беру вещи из базовых коллекций.

Я отлично отношусь к сервисам по прокату экстравагантных вещей, которые необходимы для создания необычного образа – это своего рода уберизация жизни. Потребность в таких вещах разовая, так как это точно не база вашего гардероба. Если задуматься, то вообще для ежедневного использования нам необходим минимум вещей: не нужна собственная машина (в Москве от нее, очевидно, больше проблем, чем пользы), не нужно сразу десять вечерних платьев в шкафу (от ивента к ивенту их приходится менять, и даже если будет висеть всего лишь одно, то это платье в какой-то момент все равно начнешь ненавидеть), бесполезно иметь дома и горные лыжи и ботинки (вспомните, раньше все повально покупали спортивную экипировку, которая занимала огромное количество места). Мой совет: все, что можно взять напрокат, берите напрокат.

Разве что не следует выдавать себя за того, кем ты не являешься – это касается появившихся прокатных сервисов с дорогими брендовыми сумками и аксессуарами. Оставайтесь собой и транслируйте это в мир с помощью ваших индивидуальных и незабываемых образов.

Резюме: 6 лайфхаков от Юлии Сигуновой

#1 Одевайтесь в соответствии с дресс-кодом, но добавляйте одну оригинальную деталь.

#2 Не бойтесь использовать в образах кроссовки (даже в вечерних).

#3 Спортивная вещь в образе может быть только одна.

#4 Продумывайте свой аутфит на день накануне вечером.

#5 Ограничьте базовый гардероб шестью цветами: 4 нейтральных и 2 ярких. Это позволит с легкостью комбинировать луки.

#6 Выходя из дома, берите с собой косметичку, яркие аксессуары и сменную обувь. Они займут не так много места (рюкзак вам в помощь), зато кардинально изменят образ к вечернему мероприятию.

Текст: Ася Ибрагимова
Фотограф: Димитрий Файнштейн

Юлия Сигунова - мастер успешных, фееричных и запоминающихся мероприятий. Она и ее агентство DEPARTÁMENT Creative Event Marketing знают, как удивить клиента и покорить гостей. Как одна из самых успешных компаний ищет идеи? В чём секрет хорошей атмосферы мероприятий? Как установить идеальные отношения с заказчиком? И что формирует личность успешной event-персоны? Об этом вы узнаете из интервью с исполнительным директором DEPARTÁMENT Creative Event Marketing - Юлией Сигуновой.

Когда-то вы работали директором по маркетингу в mail.ru, а потом с партнёрами решили открыть своё event-агентство. Что этому предшествовало? В какой момент вы поняли, что хотите иметь собственный бизнес?

Мне всегда казалось, что я классический работник по найму. Я никогда не мечтала о собственном бизнесе за исключением детских фантазий о своём цветочном магазине. Видимо, в жизни каждого человека наступает момент переосмысления уже сделанного и того, что ещё предстоит сделать. Наверное, это был тот самый момент и та самая компания. Я имею в виду своих друзей, с которыми мы решили создать бизнес.

Получается, что друзья во многом повлияли на решение создать собственный совместный бизнес?

Да, появились друзья, с которыми мы стали фантазировать, придумывать, мечтать. Причём очень смело, ни в чём себя не ограничивая. Потом эти смелые мечты вылились в решительные действия. Мы оставили свои престижные места работы и создали компанию.

Не страшно ли было покидать престижную должность в престижной компании?

Абсолютно не страшно. На самом деле, даже здорово делать такие поступки и разворачивать свою жизнь перпендикулярно. Мне было интересно. Мой босс меня поддержал и даже стал нашим инвестором.

Сразу ли вы поняли, что хотите заниматься масштабными мероприятиями?

Нет, не сразу. Мы постепенно к этому шли. Постепенно выкристаллизовывалась сама идея бизнеса, поскольку это было давно и event-индустрии тогда не существовало. Сначала было желание креативить и делать какие-то приятные, необычные вещи. Удивлять друзей, близких людей. Потом это выросло в большой бизнес.

Презентация нового Porsche 911 Carrera GTS на открытии «Спорткар-центр Рублевский»

Тяжело ли нести звание одного из лучших event- агентств и всегда держать планку?

Это внутренний цензор, который не позволяет сделать хуже. Это абсолютно органично и само собой разумеющееся. И так не только в работе, но и в жизни. У меня высокие стандарты перед всеми: друзьями, семьёй, детьми, коллегами.

Вы часто являетесь новаторами тех или иных идей. Вы ставите перед собой такую задачу или это само собой получается?

Да, ставим такую задачу. У меня очень прогрессивные партнёры, которые тоже ставят перед собой высокие планки, всегда сделать совершенно новый, уникальный продукт. Не хотят делать стандартных вещей, не хотят быть как все.

#imagineQ7 - первая в мире автомобильная презентация в виртуальной реальности

Что вам позволяет всегда быть первыми? Может быть, есть личные методы поиска идей?

Есть личные методы. Ими успешно владеет мой партнёр – Пётр Иванов. Я думаю, что успех зависит во многом от партнёров по бизнесу, которые у меня всегда были. И в прежней компании, и в этой. Петр Иванов, Павел Недостоев и Соня Герштейн - для меня очень важно иметь такую команду и надёжных людей. В момент личной слабости, когда кончаются силы, энергия или вера в будущее, они поддерживают и показывают новые горизонты. Точно также и я делаю. Это всегда очень большая поддержка. И для меня всегда был вопрос, как живут компании, где есть один человек - лидер, который ведёт свой корабль в гордом одиночестве. Такой капитан, который один стоит на палубе и всегда точно знает курс. У меня эти люди вызывают восхищение. Я – человек команды.

Организация открытия нового здания Музея современного искусства «Гараж»

Наверняка у вас бывают избалованные клиенты, которые уже всё видели и хотят нечто оригинальное. Как вы понимаете, что определённая идея отлично подойдёт для той или иной компании?

У нас все такие клиенты. Я не могу их назвать избалованными. Это те клиенты, у которых нестандартные задачи, и решать их нужно нестандартными способами. Мы сами их выбираем, поэтому никогда не жалуемся. Прежде всего, опыт позволяет определять, что нужно тому или иному клиенту – это первое, а второе – это отсутствие опыта. Вообще, секрет креативной идеи – это отсутствие опыта, поэтому хороши молодые компании, сотрудники. У них нет негативного опыта. Они не боятся предлагать смелые идеи. Каждое новое поколение заново переосмысляет опыт человечества, опять переснимают Анну Каренину, ставят своего Гамлета, ходят по своим лабиринтам Шекспира. И это талантливо, актуально, интересно. Если связать эти две вещи – опыт и отсутствие опыта, то получится очень хороший результат.

Петр Иванов и Павел Недостоев

Получается, что вы постоянно привлекаете новых людей без опыта?

Безусловно, одним из преимуществ нашего агентства является бесценный опыт. Команда менеджеров формируется из успешных специалистов, которым мы доверяем. Поэтому для правильной синергии этого опыта и прорывного креатива мы привлекаем в команду молодых и талантливых людей, которые не боятся предлагать смелые решения.

Можете привести пример, как вы обычно разрабатываете нестандартные и уникальные решения для компаний?

Если говорить в целом, то в DEPARTÁMENT есть креативный отдел, в котором работают способные и талантливые люди. Мы собираемся на брейнштормы большой командой, часто привлекаем внешних людей. Но есть и конкретные методики и технологии как это делается, но это уже секрет.

Как долго по времени проходят брейнштормы?

Они не должны долго проходить. По времени у нас всегда задан чёткий регламент. Не больше часа. Хорошие идеи выдаются через 20-25 минут, потом мозг устаёт думать. Лучше собираться в несколько сессий.

А сколько у вас уходит сессий на разработку одной идеи?

В одном из своих интервью вы сказали, что мероприятие должно готовиться в хорошем настроении и при полном взаимопонимании агентства и заказчика. Всегда ли удаётся держать эту гармонию? Что для этого нужно?

К счастью, почти всегда удаётся. Для этого нужно философское понимание, что мы не оппоненты. Мы соратники и игроки одной команды, плывём в одной лодке и гребём в одну сторону. Как только ты себе это говоришь, ты начинаешь понимать, что пришёл сделать клиента счастливым. Это твоя первостепенная задача. Как говорится: «чтобы простить – нужно понять, чтобы понять — нужно узнать». Так же и здесь. Узнай больше про клиента, про его бизнес. Что он делает? Чем занимается? Какие у него ценности, слабости, проблемы? Ты его поймёшь, полюбишь и будешь с ним в одной лодке.

Дарья Жукова на открытии Музея «Гараж»

Давайте поговорим про атмосферу мероприятий. Ведь это очень тонкий момент. Мероприятие может быть организовано на высшем уровне, но атмосфера напряженная или скучная. Как вам удаётся создать нужную атмосферу? Есть ли личные методы?

Да, есть. Действительно, это один из самых важных факторов, потому что люди не спросят, почему не было видеопроекции, мороженного и так далее. Но они скажут, что было скучно. Здесь есть определённые правила. Во-первых, самому нужно быть в отличном настроении. Ты заряжаешь атмосферой окружающих. Те люди, которые умеют это делать – являются успешными event-персонами. Во-вторых, нужно правильно встретить гостей: сделать так, чтобы каждый почувствовал, что он важный, ожидаемый гость, которого уважают и любят. В-третьих, решающее значение имеет свет на мероприятии. Посмотрите, на фестиваль Outline: свет там решает все. Мы тоже умеем управлять светом и следить за настроением людей. Мы видим, как оно меняется в зависимости от света. В-четвёртых, нужно создать интересное сложное пространство, люди не должны находиться всё время в одном зале, потому что это скучно. В-пятых, важен качественный звук и музыка. Может быть всё хорошо, но голос ведущего, невнятный звук или даже один дурацкий трек может всё испортить. И еще много разных секретов.

Синхронизация сразу 100 очков виртуальной реальности для презентации Audi Q7

Я так понимаю, что ваш опыт и наблюдения позволяют вам грамотно создавать нужную атмосферу?

Один из наших клиентов – Антон Белов, директор Музея современного искусства «Гараж», сказал: «Нужна насмотренность, чтобы понять современное искусство». Точно так же и в event’ах. Нужно смотреть и понимать, что для людей важно. Мы много где ходим и бываем. Насмотренность – это то, что у нас есть.

Вы состоялись как супер-профессионал. Доводилось ли вам чувствовать «потолок» в профессиональной сфере?

Скорее всё наоборот. Иногда думаешь, что всё умеешь, но появляется новая фигура на твоём рынке, которая ставит всё с ног на голову, и ты понимаешь, что все твои знания ничего не стоят против этого задиры. И заново идёшь к постижению новых горизонтов. Я думаю, что никогда нельзя останавливаться, тем более в профессиональной сфере. Сейчас все профессии переживают быстрый рост. Если ты вчера учился на медика, то сегодня тебе нужно быть чуть-чуть программистом, протезистом или психологом. Также и наша профессия. Она очень сильно мутирует. Если раньше это был массовик затейник, то сейчас это похоже на психологический тренинг или Digital-маркетинг.

Что ещё нужно изучать, чтобы быть в тренде современной event-индустрии?

Наша сфера очень обширная. У нас всё время разные задачи. Нам нужно быть крайне любопытными людьми, которые не устают учиться на протяжении всей жизни. Только никогда не нужно думать, что я достиг потолка и всё здесь умею.

Есть ли мечты профессионального характера?

Мечта заключается в том, чтобы всегда создавать что-то новое. Хочется, чтобы event-бизнес никогда не надоедал. Это, действительно, одна из самых интересных профессий.

Говорят, что женщины-карьеристки не дружат и тем более не понимают женщин-домохозяек. Это правда?

Думаю, что это правда. Но я также думаю, что женщины-карьеристки могут быть прекрасными домохозяйками, жёнами, подругами. Человек, который может быть хорош в чём-то – может быть хорош во всём. Это очень энергичные люди. Я знаю таких же мужчин.

Бывали ли в вашей жизни периоды духовного кризиса, переоценки ценностей? Как справлялись?

Были разные ситуации. Я просто настолько люблю жить и наш чудесный мир, что всегда могу представить, что живу последний день и наслаждаться тем, что у меня двигаются руки, ноги, что я вижу солнце. Мне этого достаточно, чтобы быть счастливой. Всегда можно найти смысл жизни.

Мне, безусловно, нравится больше процесс, чем результат. Ведь результат вчерашнего дня никого не интересует. Важна только твоя актуальная значимость. Никого не волнует, кем ты был десять лет назад. Всё равно, какая ты была красивая девушка, если ты сейчас морщинистая старушка. Поэтому вечное стремление к результату, как к мерилу твоих способностей – качество людей, вынужденных доказывать себе самому свою состоятельность. Если тебе этого не нужно и ты самодостаточный человек, то ты можешь наслаждаться каждым моментом.

А можете назвать самый главный жизненный урок?

Если у тебя всё отняли, то нужно поблагодарить мироздание, потому что это твой шанс построить что-то новое. Не нужно сокрушаться, что ты был королём мира, а теперь никто. И вообще, пока ты жив, ходишь, дышишь — ты можешь построить любую империю. Наверное, такой урок.

Такие активные и успешные люди как вы, что-нибудь знают о лени?

Я знаю, что лень двигатель прогресса. На этом все.

Всегда ли вы были лидером или это приобретённая черта?

Я думаю, что это приобретённая черта. Мы формируемся той средой, в которой оказываемся и теми людьми, которые нас окружают. Больше всего оказывают влияние старшие друзья, подруги, бойфренды, ради которых ты можешь выучить английский язык или проплыть 50 бассейнов без отдыха – это моё последнее достижение. На это нас толкают люди. Меня всегда окружали классные люди, очень умные и сильные. Это были выдающиеся бизнесмены, спортсмены, люди искусства. Я у них этому научилась.

Если бы вам в детстве рассказали о сегодняшнем будущем? Вы бы поверили? Как вы себе его представляли? О чём мечтали?

Честно говоря, я бы очень удивилась, потому что в детстве я была скромной, кудрявой девочкой, которая не успевала съесть завтрак за время перемены, поскольку все делала очень медленно. Рыдала из-за тройки полученной один раз в году. Я очень боялась одинокой старости. Я не ожидала, что у меня будет большая семья, трое детей, так много работы, друзей, путешествий. Я себе не рисовала своё будущее. Я, действительно, живу сегодняшним днем и максимально им наслаждаюсь. Я знаю, что дороги могут быть самыми разными. От каждого шага зависят последующие действия. Сложно что-либо спланировать. Я сейчас ничего не планирую больше, чем на три месяца вперёд. Я для себя сделала вывод, что это мой горизонт в личной жизни. В бизнесе нужно планировать большими периодами, а по жизни, как оказалось, каждые три месяца, так или иначе, корректируешь стратегию.

Многие люди не достигают вершин и профессиональных успехов, потому как думают, что у них не получится. Возникали ли у вас такие мысли в самом начале пути?

Ну а почему бы не попробовать. Нет, не боялась. Вообще, я считаю, что в каждом конкретном моменте нужно делать максимум усилий. Если ты прыгаешь в длину, то нужно идти и прыгать с максимальным усилием. Если ты хочешь прыгнуть дальше всех в мире, то тебе нужно год заниматься по три тренировки в день. Ты каждый день берёшь и делаешь этот конкретный рывок на максимальных возможных оборотах. Может быть, в этом нет присущего мужчинам стратегического планирования, но я на то и женщина, чтобы иметь свои правила. Моё кредо – делать максимально хорошо каждую задачу.

Краткий блиц-опрос:

Что для вас важнее всего в вашей профессии?

Гордиться сделанным.

Назовите мероприятие, которым гордитесь?

Презентация Audi Q7 - это был настоящий вызов, который мы сами себе придумали. Первая в мире автомобильная презентация, полностью прошедшая в виртуальной реальности - это абсолютная инновация в event-индустрии.